Posted 22 сентября 2011,, 12:12

Published 22 сентября 2011,, 12:12

Modified 1 апреля, 05:05

Updated 1 апреля, 05:05

Корпорация "Ленобласть"

22 сентября 2011, 12:12
Валерия Сердюкова многие уже в открытую называют "хромой уткой". Однако бесконфликтность главы региона и поддержка Кремля позволяют ему не только благополучно пребывать в кресле губернатора Ленобласти, но и развивать семейный бизнес.

Губернатора-долгожителя Ленобласти Валерия Сердюкова многие уже в открытую называют "хромой уткой". Однако бесконфликтность регионального лидера, помноженная на святую поддержку вертикали, позволяет ему не только благополучно пребывать в кресле губернатора, но и развивать семейный бизнес.

В Ленинградскую область Валерия Сердюкова пригласил непосредственно Вадим Густов. В прошлом губернатор области, а ныне председатель Комитета Совета Федерации по делам СНГ вытащил Сердюкова из воркутинских забоев в 1996 году, назначив его вице-губернатором, курирующим, что не удивительно, топливно-энергетический комплекс региона, промышленность и лесное хозяйство. Из Воркуты Сердюков приехал в качестве закаленной в политике и бизнесе боевой единицы. В бытность первым секретарем местного горкома КПСС он успел повоевать с набирающим силу шахтерским движением, а потом и вовсе занимал пост заместителя генерального директора объединения «Воркутауголь».

Связи с угольным краем вице-, а в последствии и просто губернатор Ленинградской области не разрывал. Бытует мнение, что одним из факторов победы Сердюкова на выборах 1999 года стала поддержка его кандидатуры именно воркутинским угольным бизнесом, который был заинтересован в поставках своей продукции в область. Интересно, что Вадим Густов, наоборот, стоял на позициях газификации региона.

С ТЭКа началось и формирование петербургского семейного бизнеса политика. Как это и принято, в авангарде компаний стоял не сам руководитель региона, а его родственники: в случае с Сердюковым ими стали его сыновья Денис и Вадим. После того, как в 1999 году Сердюков стал и.о. губернатора Ленинградской области, конкурс по поставкам угля в регион выиграло АОЗТ «Севтопэнерго». Впоследствии стало известно, что одним из учредителей данной компании является не кто иной, как Денис Сердюков.

К этому моменту на Вадима и Дениса Сердюкова уже были зарегистрированы две фирмы «Вадэн» и «Интерсолар», специализирующиеся на лесной промышленности. Пройдя через жерло девяностых и нулевых, претерпя ряд трансформаций, данные компании благополучно существуют и по сей день, правда, управляет ими теперь только старший брат — Вадим, поскольку младший Денис организовал собственный холдинг «ТПГ «Капитал».

Так или иначе, фирмы братьев заточены под областные проекты, однако о получении каких-либо преференций их акционеры предпочитают не говорить.

"У меня с госзаказами вообще нет работы. Вообще. В том числе и принципиально", - рассказывал в недавнем интервью газете «Деловой Петербург» президент ЗАО «Вадэн» Вадим Сердюков. Между тем известно, что фирма, специализирующаяся на производстве металлоконструкций, является поставщиком каркасов для цехов ЛАЭС-2. Кроме того, сегодня под крылом «Вадэна» находятся работающие на энергетическом рынке Ленинградской области ЗАО «Энергия центр» и ЗАО «ЭФЭСк».

Компания «Интерсолар» успела засветиться в субподрядных работах, а именно - в вырубке леса под строительство газопровода Nord Stream.

Лесопромышленные площадки холдинга «ТПГ «Капитал» Дениса Сердюкова расположены не только в Ленинградской области, но и в других субъектах Российской Федерации — Архангельской, Владимирской и Ростовской областях. Заготавливаемая «ТПГ «Капитал» древесина поставляется в том числе и для шведского концерна IKEA, магазины которого появились в области именно при губернаторстве Сердюкова.

Интересы Дениса Сердюкова распространяются также на сферу сельского хозяйства и туристический бизнес. В его холдинг входит «Агрофирма Рассвет», ведущая работу в Лодейнопольском районе, а также турбазы «Бодрый Лось» в Приозерском районе и «Купеческая усадьба» во Владимирской области.

Интересно, что в юридических адресах компаний, которыми руководят сыновья Сердюкова, нередко также фигурировали поселки Кингисеппского района, находящиеся непосредственно рядом с портом Усть-Луга, которым так гордится регион, и который так ярко иллюстрирует неспособность Ленобласти самостоятельно поддержать крупный инфраструктурный проект.

Сторожилы вспоминают девяностые годы, когда проект строительства нового порта в Лужской губе воспринимался едва ли не как афера сродни «МММ». На побережье был привезен экскаватор и насыпана куча песка. К этому месту начали возить потенциальных инвесторов и рассказывать о том, какие современные терминалы тут можно построить. Развиваться порт стал, только когда получил одобрение в Москве.

Сегодня область действительно пользуется определенным протекционизмом со стороны федерального центра. Но оценить меру заслуг Валерия Сердюкова в этом вопросе сложно, т. к. во многом строительство тех же современных портовых терминалов было вызвано политической необходимостью. С развалом Советского Союза Россия потеряла для себя такие прибалтийские порты. Указание сократить перевалку «отечественных грузов» в Таллине, Риге и Клайпеде путем создания соответствующей инфраструктуры на побережье Финского залива Ленинградской области также было дано из Москвы.

В бытность губернатором Ленинградской области в регионе открыли свои производства крупные западные промышленные компании. Под Всеволожском автомобили начал собирать Ford, свой завод открыла и другая американская компания - табачная Philip Morris. Появление в области этих игроков принято записывать Валерию Сердюкову в плюс, но все-таки надо отметить, что планы по созданию этих предприятий вынашивались еще во времена правления Вадима Густова.

При разговоре о контактах области с федеральным центром, как правило, всплывает еще один немаловажный факт. Известно, что в конце 90-х — начале 2000-х в аппарате Сердюкова в комитете по внешнеэкономическим связям работал бывший сотрудник КГБ Сергей Нарышкин, ныне руководитель администрации президента. Он был переведен в областную администрацию в 1996 году, после года работы в Промстройбанке, принадлежащем питерскому бизнесмену Владимиру Когану. После того как Сердюков стал губернатором, администрацию области покинули все представители данного банка, которых до этого было немало. Последним в 2004 году ушел Нарышкин, который как раз и занимался на своем посту привлечением крупных иностранных инвесторов.

Так что каким бы образом Валерий Сердюков не покинул свое кресло и когда бы это не произошло, уже сегодня можно говорить о том, что он обеспечил себя неплохой «домик в деревне». Семейный бизнес губернатора глубоко, но не навязчего интегрировался в экономическую систему региона. Если Сердюков и дальше не будет перечить федеральному центру, то наверняка его почетная пенсия будет протекать в комфорте и тепле.

Александр Карпенков