Posted 26 сентября 2011,, 12:25

Published 26 сентября 2011,, 12:25

Modified 1 апреля, 05:01

Updated 1 апреля, 05:01

Орловский тоннель: не под Невой, а под сукном

26 сентября 2011, 12:25
Обновленная команда Смольного откладывает в долгий ящик инфраструктурные инициативы Валентины Матвиенко. В частности, финансированию строительства Орловского тоннеля город предпочел вложения в жилищно-коммунальный сектор и социалку.

Обновленная команда Смольного откладывает в долгий ящик инфраструктурные инициативы, ранее пользовавшиеся безоговорочной поддержкой Валентины Матвиенко. Как стало известно, лучших времен предстоит дожидаться амбициозному проекту по строительству Орловского тоннеля под Невой. Финансированию проекта «Невской концессионной компании» город предпочел вложения в более важные сферы жизни Северной столицы: жилищно-коммунальный сектор и социалку.

Недавно возглавивший экономический блок правительства города вице-губернатор Сергей Вязалов в письменной форме посоветовал смольнинскому старожилу и тоже вице-губернатору Юрию Молчанову, курирующему транспорт, рассмотреть вопрос по выходу города из проекта по возведению подземной переправы через Неву путем закрытия концессионного соглашения с ООО «Невская концессионная компания» (НКК). Памятное соглашение было подписано в рамках прошлогоднего Петербургского экономического форума (ПЭФ). Запомнилось оно не только составом участников и обозначенными суммами (партнером компании First Quantum, близкой депутату Южилину, по «НКК» стала французская Vinci), но и приговором, вынесенным Валентиной Матвиенко петербургским мужьям, пеняющим на разведенные мосты.

Позже стало известно, что Vinci покидают проект. Бегство из Петербурга французов, которые, кстати, к этому времени уже успели "обжечься" на трассе через Химкинский лес, не вызвало серьезного беспокойства в российском стане «Невской концессионной компании». Оптимизм им вселяла декларируемая, как теперь оказалось, исключительно на словах, а не на бумаге, поддержка федерального центра и города. Планировалось, что финансировать стройку в равных долях будут инвестиционный фонд, бюджет Петербурга и, собственно, сам концессионер.

Сегодня же Сергей Вязалов официально подтвердил, что ко второму чтению бюджета правительством города будут подготовлены поправки, подразумевающие сокращение финансирования не только Орловского тоннеля, но и других проектов - Ново-Адмиралтейского моста и легкорельсового трамвая (ЛРТ).

Несмотря на информацию о планируемом закрытии концессионного соглашения о строительстве и эксплуатации тоннеля, в НКК официально не комментируют ситуацию. Там по-прежнему предпочитают говорить о том, что работы на объекте начнутся тогда, когда будут получены все необходимые согласования от администрации города. При этом в разговоре с корреспондентом «Росбалта» источник в компании не смог назвать даже примерную дату получения всех этих согласований. Попутно источник также опроверг информацию о том, что строительство переправы должно было начаться еще 16 сентября. Текущее состояние проекта Шимберг комментирует следующим образом: «завершено проектирование».

Отказ Петербурга от участия в проекте неожиданен еще и потому, что в эпоху Валентины Матвиенко город всячески подчеркивал свою заинтересованность в строительстве трассы. Так, в середине июня Смольный подписал допсоглашение, согласно которому строители могли начать подготовительные работы на объекте до официального подписания акта о старте строительства. Экспозицию с Орловским тоннелем продемонстрировали лично премьеру страны Владимиру Путину. Более того, стали вестись разговоры о том, что было бы не плохо трассу продлить на несколько километров и вывести ее на поверхность в районе Лиговского проспекта. Нашли дело и еще так и не изготовленному проходческому щиту, который должна построить немецкая компания Herrenknecht. По одной из версий, он может еще поработать при пробивке тоннеля под рекой Нева, но в районе Дворцового моста.

Текущие события показывают, что представители НКК не зря в летние месяцы готовили политический плацдарм и спешили заручиться поддержкой проекта у первых лиц. Инициатором проекта было очевидно, что со сменой власти в городе он может если не совсем встать, то по крайней мере, забуксовать.

На политическую подоплеку отказа города финансировать возведение переправы указывают и разработчики проектной документации строительства Орловского тоннеля. Как сообщили корреспонденту «Росбалта» в научно-исследовательском и проектном институте территориального развития и транспортной инфраструктуры (НИПИ ТРТИ), сотрудники которого и готовили документацию для Орловского тоннеля, инициатива приостановить проект пришла сверху. «Рядовые сотрудники не владеют политическими решениями, они просто работают», - рассказали в НИПИ ТРТИ.

Проект Орловского тоннеля, несмотря на заявленную форму реализации в виде государственно-частного партнерства, требует значительных растрат из городского бюджета. При общей стоимости проекта 115 млрд руб., Петербург должен обеспечить 22 млрд руб., при этом - 3,5 млрд руб. уже в 2012 году. Очевидно, что «заморозка» проекта позволит пустить сэкономленные средства туда, где они сегодня нужнее всего, т. е. на социалку и ЖКХ.

Оппоненты мегастройки увидили еще один плюс в возможном отказе от проекта Орловского тоннеля. Рьяный градозащитник и депутат петербургского ЗакСа Алексей Ковалев дал такой комментарий: "Молодец Вязалов, правильно он написал, что эта ГЧП - полная обдираловка. Наконец-то появились люди, которое поняли обманную сущность этой сделки. Это позитивный момент. Если дальше все будет продолжаться также, то они реализуют нашу градостроительную программу".

К тому же очевидно, что Орловский тоннель - проект далеко не первой необходимости в Петербурге. Неоднократно говорилось о том, что в Петербурге наконец-то появится постоянная переправа через Неву, тем самым низводя действующий Вантовый мост до непостоянной. В то же время почему-то забывалось, что выходить на поверхность тоннель будет - что в Центральном, что в Выборгском районах - на ту же самую ныне существующую улично-дорожную сеть. Без строительства дополнительных развязок проект себя не может оправдать. Следовательно, проблема пробок не то что не исчезнет, еще и усугубиться. Особенно учитывая тот факт, что тоннель будет платным и воспользоваться им смогут далеко не все.

Кроме этого переоценке подверглись и другие транспортные проекты, который принято считать спорными. Под пристальный взгляд экс-сотрудника Минфина попали сметы по строительству моста через Малую Неву в районе острова Серный и Ново-Адмиралтейского моста через Большую Неву. Напомним, что ранее до лучших времен был отложен и проект по строительству легкорельсового трамвая.

Ситуация с «Орловским тоннелем» в очередной раз продемонстрировала зависимость инфраструктурных проектов от решений городской администрации. Сколько бы не говорили о важности применения механизмов ГЧП, при появлении новой команды у частников случается полнейшее ЧП. Впрочем, его наверняка можно было бы избежать, если отказаться от практики делания ставок на конкретных персоналий, которые должны проект где-то лоббировать, защищать и отстаивать.