Стратегия затягивает

Руководители северо-западных регионов сверили свои инвестпроекты. Самым "стратегическим" оказался проект по строительству Орловского тоннеля под Невой в Петербурге - город в очередной раз отказался от его реализации.

Руководители северо-западных регионов сверили свои инвестпроекты. Самым "стратегическим" оказался проект по строительству Орловского тоннеля под Невой в Петербурге. Город в очередной раз отказался от его реализации - на этот раз по финансовым причинам.

В Петербурге в четверг состоялось совещание с участием заместителя председателя Правительства РФ Дмитрия Козака, на котором был рассмотрен вопрос "О ходе подготовки стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации Северо-Западного федерального округа о перечне инвестиционных приоритетных проектов в Северо-Западном федеральном округе". Соображениями на этот счет в меру своей компетенции и фантазии делились главы областей, республик и автономных округов Северо-Запада.

Открывая совещание, Дмитрий Козак сообщил, что до конца 2012 года каждому субъекту Федерации и даже муниципальному образованию необходимо определиться со стратегией развития. Причем выстраивать ее необходимо в рамках дорабатываемой "Стратегии-2020". "Каждый субъект РФ должен осмысленно конкурировать за государственные и частные инвестиции", - напутствовал Козак глав регионов. "Надо определить стратегию каждого региона, найти нишу регионального разделения труда", - отметил он.

Губернаторы активно отчитывались о собственных инициативах - все больше тех, которые только планируется воплотить в жизнь. Например, глава Новгородской области сообщил о том, что в его регионе должен быть организован индустриально-логистический парк в Чудовском районе, "мурманчанин" Дмитрий Дмитриенко доложил о необходимости поддержки местных рыбных хозяйств, а "карел" Андрей Нелидов и вовсе рассказал о том, какой удивительный край республика Карелия.

Нисколько не принижая амбиций "регионалов", необходимо отметить, что все ждали доклада петербургского губернатора Георгия Полтавченко. Интерес объяснялся просто: приход в город его команды был отмечен глобальной ревизией инвестиционных проектов. Планируется, что завершится этот процесс только к весне, но некоторые его предварительные итоги уже известны и вызывают бурные дискуссии.

Масла в огонь подлил министр регионального развития Виктор Басаргин. Зачитывая доклад, он решил напомнить про достижения Санкт-Петербурга и особое внимание города к развитию транспортной инфраструктуры. Министр отметил такие проекты, как Западный скоростной диаметр, реконструкцию аэропорта "Пулково" и даже Орловский тоннель под рекой Нева. Упоминание последнего вызвало смех среди журналистов. Ведь одной из главных тем последних недель как раз и было обсуждение того, что Петербург решил отказаться от выделения средств на строительство переправы, которую хотела соорудить ООО "Невская концессионная компания" (НКК), аффилированная с депутатом Госдумы Виталием Южилиным.

Впрочем, чуть позже глава Минрегиона поправился. Он сообщил, что согласен с вице-губернатором Петербурга Сергеем Вязаловым, курирующим финансово-экономический блок, в том, что увеличение стоимости данного проекта невозможно. И попросил провести дополнительное координационное совещание, на котором можно было бы обсудить будущее данного проекта.

Георгий Полтавченко, в свою очередь, очень четко перечислил те инфраструктурные проекты, которые у него не вызывают "опасений". К их числу губернатор отнес строительство трассы Западного скоростного диаметра (ЗСД), развитие аэропорта "Пулково", а также возведение нового города-спутника Петербурга, который получил название Южный. Отдельно Полтавченко отметил необходимость появления в Петербурге фармацевтического и судостроительного кластеров, а также развития предприятия "Климов".

При этом губернатор напомнил, что город принял решение приостановить реализацию ряда инфраструктурных проектов - до завершения оценки их целесообразности, в том числе с точки зрения финансовых затрат, поскольку в них присутствуют "государственные деньги, которые надо уметь считать". Главный критерий отбора проектов, по мнению губернатора, выглядит следующим образом: "Должна быть уверенность, что это нужно городу и будет позитивно влиять на развитие Северо-Западного округа в целом".

Позже, в беседе с журналистами Полтавченко конкретизировал свои претензии к Орловскому тоннелю - это его стоимость. В паспорте проекта обозначена сумма 47 млрд рублей, финансирование в равных долях осуществляет Смольный, федеральный бюджет и инвестор. При этом губернатор отметил, что сама идея возведения круглосуточной переправы через водную артерию ему нравится, поскольку у города есть в ней необходимость.

Как бы то ни было, нецелесообразность строительства тоннеля была подтверждена в очередной раз - но теперь Смольный стал оперировать конкретными цифрами, а не другими причинами. Например, ранее говорилось о том, что в месте прокладки тоннеля не все в порядке с грунтами.

С другой стороны, отказаться от данного проекта гораздо легче, чем от других. Как ни крути, компания First Quantum Partners, участвующая в проекте, зарегистрирована на Кипре, а не в Петербурге, а значит налоговых отчислений, подобных тем, что делает в казну города "Газпромнефть", ждать не приходится.

Представителям НКК можно только посочувствовать. Особенно если вспомнить, как они хотели продемонстрировать свой проект премьеру. Это им сделать удалось, причем не где-нибудь, а в Михайловском театре. Но запустить строительные работы презентация макета не помогла. В свете озвученного Дмитрием Козаком напутствия о том, что каждому муниципальному образованию необходимо иметь свой план стратегического развития, двум МО Петербурга с разных берегов Невы теперь не надо будет вносить в свои планы лишние выкладки, а сотрудникам PR-служб - готовить свежие презентации.

Александр Калинин