Культурная столица или «храм торговли»?

Смольный продолжает трясти. На этот раз кадровая революция коснулась Комитета по культуре. Согласно упорно циркулирующим в СМИ слухам, место руководителя этого комитета может занять нынешний директор Михайловского театра Владимир Кехман.

Смольный продолжает трясти. На этот раз кадровая революция коснулась Комитета по культуре. Согласно упорно циркулирующим в СМИ слухам, место руководителя этого комитета может занять нынешний директор Михайловского театра Владимир Кехман.

В самом Комитете по культуре и в Михайловском театре в настоящий момент от комментариев категорически отказываются. Впрочем, практика показывает, что слухи подобного рода чаще всего подтверждаются.

Между тем, петербургские деятели культуры и искусства далеко не однозначно воспринимают «культурную» рокировку. Многие не видят смысла в таких переназначениях, особенно учитывая тот факт, что именно Комитет по культуре являлся последние годы одним из немногих ведомств Смольного, к которому не просто лояльно, а действительно с уважением относились и горожане, и подведомственные учреждения - театры, библиотеки, музеи, студии.

«Я считаю, что это крайне неудачное назначение (если оно, конечно, состоится), - говорит известный театральный критик, журналист Татьяна Москвина. - Губанков - человек на своем месте, образованный и интеллигентный. Он действительно разбирается в культуре, может разрулить какую-то спорную ситуацию. На этой должности необходимо быть гибким, терпимым, понимать, с кем и как надо говорить».

Аналогичного мнения придерживается директор Музея театрального и музыкального искусства Наталья Метелица: «Антон Губанков - удивительно талантливый человек, причем он талантлив и в качестве чиновника, а это не каждому дано. У нас в Петербурге около 160 учреждений культуры, «подшефных» комитету. И каждому необходимо уделить внимание, помочь, вникнуть в проблемы. Здесь мало только креатива, нужна еще доброжелательность и интеллигентность».

"Откровенным безумием" называет предполагаемую смену руководства комитета президент Санкт-Петербургского библиотечного общества, директор Центральной городской публичной библиотеки имени В.В.Маяковского Зоя Чалова. «Если это состоится, это будет просто чудовищно, это - издевательство над культурой, - считает она. - Антон Губанков - один из тех редких интеллигентных людей, кто серьезно относился к городской культуре, помогал ей. Кроме того, он - человек слова. Новому руководителю надо будет очень долго входить в эту систему, причем не просто входить - ее надо понимать. Губанков находится абсолютно на своем месте».

Руководители небольших, изначально не "заточенных" под большие деньги, но истинно петербургских театров считают, что в последние годы выживали во многом благодаря грамотной позиции Комитета по культуре и его руководителя.

«Лучшего председателя Комитета по культуре, чем Антон Губанков, я не знаю. Потому что он пока не стал чиновником в том неприятном значении этого слова, которое известно нам с сухово-кобылинских времен. Умный, талантливый, незаангажированный человек, широких взглядов. Настоящий петербуржец, - говорит директор театра «Кукольный формат», обладатель нескольких «Золотых масок», заслуженный работник культуры Елизавета Богословская. - Наш маленький театр - не государственная структура, а частная. Поэтому, казалось бы, смена руководства в комитете мало что может изменить в нашей нелегкой судьбе. Ведь мы зависим только от зрителя – соберется он на наши представления или проигнорирует их. И у комитета, казалось бы, не должна болеть голова из-за того, как мы выживаем в этих непростых условиях. Тем не менее, в последние годы во многом благодаря позиции наших чиновников с Невского,40, мы постоянно ощущаем поддержку города. Если предлагается интересный, нужный людям, способный сделать их жизнь более содержательной, яркой, доброй проект (а это ли не задача театра, тем более – детского!) - всегда можно было рассчитывать на то, что власть поможет осуществить задуманное».

Особую озабоченность, если не сказать больше, вызывает кандидатура претендента на пост руководителя культурного ведомства. Владимир Кехман в своем коммерсантовском прошлом носил, по слухам, неформальное прозвище «бананового короля» - его фирма занималась поставкой в Россию фруктов. Слоган ее рекламной кампании «Съел банан - спас мир» многие считают образцом пошлости. Кроме того, еле успокоившийся после скандалов с «Охта-центрами» и уплотнительной застройкой город не может не «припомнить» еще одну историю, связанную с потенциальным главой культурного комитета: Кехман собирался снести памятник советского конструктивизма и один из символов Ленинграда - здание Фрунзенского универмага, а на его месте построить офисное здание. Общественности с большим трудом удалось «отбить» здание.

При этом совсем далеким от культуры человеком Кехмана назвать нельзя: в 2009 году он окончил продюсерский факультет петербургской Академии театрального искусства и возглавил Михайловский театр, вложив в его реконструкцию, по некоторым данным, около 500 млн рублей. Кроме того, именно Кехману петербуржцы обязаны состоявшими гастролями известных западных звезд оперы и эстрады.

Новый вице-губернатор Василий Кичеджи, «принявший на себя» петербургскую культуру, меньше месяца назад говорил журналистам на встрече в «Росбалте»: «Я пришел на госслужбу с двумя основными постулатами: не навредить и сделать не хуже, чем было, а лучше. История, культурное наследие Петербурга, которые есть, не могут не стать доходными статьями. Моя задача - чтобы количество людей, посещающих театры, музеи, возросло в разы. Но культура должна сама зарабатывать и себя содержать".

Однако опрошенные «Росбалтом» представители петербургской культуры убеждены, что талантливый менеджер и продюсер - совсем не то же самое, что талантливый руководитель культурного ведомства.

О том, что не все должно измеряться деньгами, говорит и народный артист России Николай Иванов. «Антона Губанкова я знаю очень давно, еще до его должностей в правительстве. Он очень интересный человек, чрезвычайно умный, отлично знающий город и культуру. Он прекрасно соответствует должности, - отмечает актер. - Мы - Театр юного зрителя - как никто понимаем, что такие театры не могут окупаться без помощи государства. Иначе какая же должна быть стоимость билетов, чтобы дети смогли к нам попасть? Люди, руководящие культурой, должны это понимать. Губанков понимает. Если поставим все на коммерческие рельсы - ничего «лучшего детям» у нас не будет».

Творческие люди, уже пережившие «кухарок, руководящих страной», с сомнением относятся к «непрофильным» назначенцам. Вероятного претендента на пост руководителя одного из ключевых для культурной столицы комитетов многие называют талантливым менеджером, однако специфика работы на этой должности не предполагает одних лишь менеджерских задатков.

«Помните, в советские времена на посты министров по культуре бросали руководителей успешных колхозов или заводов? Наверное, они были хорошими организаторами, но я за то, чтобы на таких должностях были все-таки люди искусства", - говорит режиссер Юрий Мамин. При этом он не скрывает, что у него есть претензии и к нынешнему руководителю Антону Губанкову - правда, они больше личного характера. Однако саму рокировку известный режиссер также считает непонятной и бессмысленной. «На посту руководителя комитета по культуре должен быть человек, защищающий культурные ценности нашего города. О том, что Петербург - это не город-музей, и что его надо развивать, говорят лавочники», - убежден Мамин.

«Дело не только в Кехмане или не Кехмане, - считает Татьяна Москвина. - Система государственного управления у нас построена таким образом, что везде, в том числе на руководящих постах, сидят некомпетентные люди, и эти люди, в свою очередь, набирают в свои команды таких же непрофессионалов. Это чудовищная трагедия тотального непрофессионализма».

По мнению Москвиной, сгнившая система не подразумевает вообще какого-либо участия общества в управлении: «Если сам руководитель некомпетентен, то ему и кадры такие нужны. Руководителей ведь нам тоже не представляют, мы не знаем, кто они такие, нет заключений об их интеллектуальном уровне, умственной полноценности. Нам в очередной раз предлагают котов в мешке».

Удивительно, но в Петербурге сейчас почему-то говорят о смене успешных руководителей, в то время как под многими обитетелями смольнинских кабинетов стулья качаются вполне заслуженно. Но они умудряются на них оставаться вопреки здравому смыслу, логике, мнению общественности, наконец.

Марина Бойцова

Справка

Губанков Антон Николаевич.

Родился 29 января 1965 года в Ленинграде. Окончил филологический факультет Ленинградского государственного университета (1987 год). Продюсер и автор более 50 фильмов и телепроектов, автор публикаций по истории и культуре России. Лауреат ряда общественных премий, член комиссии по помилованию при губернаторе Санкт-Петербурга, член президиума координационного совета Министерства культуры РФ.

С 1988 по 1990 годы работал в Сирийской Арабской республике. С 1991 года - корреспондент газеты "Невское время", с 1992-го - комментатор и ведущий программ "Радио России" на РТР. В 1993 году возглавил информационную службу радио ГТРК "5 канал". С 2000 по 2008 год – начальник службы информации дирекции «Санкт-Петербург» ВГТРК, руководитель программы "Вести - Петербург". Обладатель Гран-при журналистского конкурса «Золотое перо-2004» (Журналист года).

3 июня 2008 года назначен председателем комитета по культуре правительства Санкт-Петербурга. В 2008-2009 годах комитет разработал масштабные долгосрочные целевые программы: по совершенствованию материально-технической базы государственных библиотек в 2010-2012 годах, по повышению доступности культурных услуг для людей с ограниченными физическими возможностями на 2010-2012 годы.

В 2010 году приняты принципиально важные для сферы культуры законы: «О политике в сфере культуры в Санкт-Петербурге», «О библиотечном деле в Санкт-Петербурге». В этом же году переехали в новые здания Молодежный театр на Фонтанке и театр «Буфф», начали работать «Мастерская» Григория Козлова, театр «Алеко», экспериментальная площадка «Открытая сцена» в старом здании театра «Буфф». Завершена глобальная реконструкция Театра Комедии им. Акимова, детского музыкального театра «Зазеркалье». Получил государственный статус «Небольшой драматический театр» Льва Эренбурга, стал самостоятельным Театр Эстрады.

Награды: знак «За заслуги перед журналистским сообществом», почетная грамота  Министерства культуры РФ, почетная грамота президента РФ.

Кехман Владимир Абрамович.

Родился 9 февраля 1968 в г. Куйбышеве. Российский бизнесмен, председатель совета директоров компании JFC, с мая 2007 года - генеральный директор Михайловского театра.

В 1989 году окончил факультет иностранных языков Самарского государственного педагогического университета. В 2009 году закончил продюсерский факультет Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства.

С начала 1990-х годов - руководитель крупнейшего импортера фруктов в Россию: сначала компании ОЛБИ-Джаз, затем JFC.

В 1994 поддержал создание JFC Jazz Клуба, в том же году при его участии был организован концерт Хосе Каррераса в Санкт-Петербургской Филармонии.

Спонсировал реставрацию церквей в Петербурге и Гамбурге.

В 2007 году был назначен генеральным директором Михайловского театра.

Награды: Орден святого благоверного князя Даниила Московского III степени, Орден преподобного Сергия Радонежского III степени, Орден святого преподобного Серафима Саровского III степени.