Posted 24 октября 2011,, 14:43

Published 24 октября 2011,, 14:43

Modified 1 февраля, 09:37

Updated 1 февраля, 09:37

Культура меняет профессиналов на дельцов?

24 октября 2011, 14:43
Северная столица обсуждает возможную отставку главы комитета по культуре Антона Губанкова и назначение на его место руководителя Михайловского театра Владимира Кехмана. "Росбалт" узнал, как относятся к таким кадровым перестановкам деятели культуры города.

Петербург обсуждает возможную отставку нынешнего главы комитета по культуре Антона Губанкова и назначение на его место руководителя Михайловского театра Владимира Кехмана. "Росбалт" узнал у деятелей культуры, как они относятся к таким кадровым перестановкам и каким хотели бы видеть руководителя городского отдела культуры.

Давид Голощекин, художественный руководитель Государственной филармонии джазовой музыки:

- Почему бы не поискать управляющего культурой в нашей культурной столице в среде людей искусства? Я не знаком с господином Кехманом и не очень был знаком с господином Губанковым. Но я считаю, независимо от фамилии, что департаментом культуры должен руководить не столько «эффективный менеджер» Кехман, а человек, имеющий специальное образование в области культуры и искусства, какой-нибудь писатель, художник, музыкант, актер, который хорошо знает структуру функционирования изнутри. Культура - это все же не бизнес. Губанков, по крайней мере, хорошо знал культурную среду города, был журналистом.

Виталий Васильев, директор Центра гуманитарных программ:

- Мне кажется сомнительным, что Владимир Кехман, сможет понимать реальные проблемы таких необходимых обществу учреждений культуры, как художественные, музыкальные школы, библиотеки, которые не приносят финансовых доходов. Я курирую четыре зала, где бесплатно можно послушать классическую музыку и куда ходят старушки и родители с детьми. Культура рассчитана на конкретных людей, в ней работают тонкие механизмы. Способен ли будет это учитывать отвязный реформист Кехман?

Лариса Скобкина, зав.отделом Центрального выставочного зала «Манеж»:

- Я не верю, что это произойдет. Понятно, что мир меняется, но не до такой же степени!

Алексей Сергиенко, предприниматель, йог, хозяин художественной галереи:

- Я знаю о Кехмане, что он ходит раз в неделю в церковь, что он хороший семьянин и строит большой дом для своей семьи у нас в Пушкине. Еще он организовал фестиваль современного искусства в бывшем Фрунзенском универмаге, который прошел очень удачно, я там был… Уважение к религии и семейным ценностям мне импонируют.

Елена Рубцова, архитектор:

- Кехман - бизнесмен, занимавшийся первоначально бананами, теперь он успешно продвигает Михайловский театр. Хотя мне кажется, что Михайловский театр и раньше не бедствовал и был привлекателен для зрителей. Культура в целом - это особая сфера. Тут мало одних деловых качеств. Вообще, можно заметить тенденцию - смену профессиналов на дельцов-финансистов. У меня сын учится в Университете культуры, там пришел новый ректор, талантливый хозяйственник. Он сделал роскошный евроремонт, но не понимает, зачем Университету культуры новые музыкальные инструменты. И ему невозможно объяснить, что студентам в области культуры нужны особые условия для их развития, в том числе - музыкальные инструменты. Потому что он сам никогда искусством не занимался, он не понимает тонкие нужды и механизмы этой сложной сферы. Не будет ли того же самого, если сменят интеллигентного, понимающего в культуре Губанкова на успешного бизнесмена Кехмана?

Владимир Пешков, фотохудожник:

- Кехмана ни в коем случае нельзя назначать руководителем петербургской культуры. Губанков был из культурной среды, петербуржец, чиновник. Про Кехмана же я слышал нелицеприятные для него мнения от певиц и балерин Михайловского театра. Он просто хам, который позволяет говорить «ты» певицам, у него авторитарный стиль управления. Этот человек, увидев Темирканова, говорит: «А что это за дед?». Он не знает культуры Петербурга, ее звезд. Ну прихоть у него такая возникла - прихватить Михайловский театр, заняться культуркой... Кехмана близко нельзя подпускать к культуре!

Петр Белый, художник:

- Меня Губанков устраивал как председатель комитета по культуре, у него есть опыт работы. А откуда вообще взялась идея назначить на место Губанкова Кехмана? У Кехмана сложилась негативная репутация в городе, в культурных и околокультурных кругах. Губанков же - нейтральная фигура. У Кехмана произошел конфликт с труппой Михайловского театра. Ставить Кехмана на место Губанкова - это значит обрекать город на конфликты.

Полина Фрадкина, пианистка:

- Антон Губанков - интеллигентный, вменяемый, креативный. Владимир Кехман - деловой, энергичный. Развитие культуры в городе будет зависеть от того, кто будет возглавлять в городе эту сферу. Я думаю, что отдел культуры должен прежде всего поддерживать некоммерческие проекты. А у нас сплошь и рядом происходит по-другому, поддерживают тех, кто и так на ногах крепко стоит. Во всем же мире финансовые вливания делают в новейшие течения искусства, в молодежь, в авангардистов, которые ищут новые пути в искусстве. Так важно поддержать тех, кто делает первые шаги, кто нуждается в деньгах, кто ищет неизведанное, которое потом когда-нибудь даст плоды.

Татьяна Лиханова, обозреватель "Новой газеты":

- Четыре года назад так же трудно было поверить, что прославленный Малегот станут вскоре сравнивать с купеческим клубом и называть «театром одного позера». «Я сам буду заниматься всем: оркестром, концертмейстерами, режиссерами. Через полгода я буду знать оперное дело так же, как знаете его вы, — объявит на собрании получивший театр торговец бананами. — А что касается зарплат, ничем хорошим вас порадовать не могу. Работы будет много, а денег мало — это справедливо и правильно». Скандалы один за другим стали сотрясать театр. Закрыт проект постановки Александром Сокуровым «Орестеи». Сорвана анонсированная к открытию юбилейного сезона премьера «Евгения Онегина». Зато успешно освоены бюджетные средства: в соответствии с постановлением городского правительства на подготовку и проведение мероприятий по случаю 175-летия Михайловского театра (серии концертов, фестивалей, создание и показ телепрограмм, издание буклетов и прочая) отписывалось 80 млн рублей. Перед открытием сезона Кехман доложил, что сам потратил на косметический ремонт здания около 300 млн, подчеркнув: "Это только мои собственные средства. Я буду вкладывать их и впредь. Других денег здесь не будет". Однако спустя несколько месяцев объявил: "Я потратил на эти цели все, что мог. Все-таки театр — бюджетная организация. Город тоже должен участвовать"… И город тут же объявил конкурс на проведение ремонта офисных помещений театра за счет городской казны. Артисты тем временем слали президенту письма, жалуясь, что Михайловский театр встречает свой юбилей без худрука, главного дирижера, главного режиссера и заведующего оперной труппой; из репертуара ушли почти все оперы, «сцена постоянно сдается в аренду, в том числе для проведения корпоративных мероприятий, когда партер превращается в ресторан», а артистам задерживают зарплату, штатных сотрудников подводят под увольнение, «используя методы психологического давления и обман», новый директор «пытается отделить от театра одно из зданий (наб. канала Грибоедова, 4), которое десятилетиями использовалось для проживания артистов с семьями, имеющими там постоянную регистрацию», при этом «предпринимаются попытки лишения их прав на занимаемую жилплощадь путем изменения адреса здания, угрозы увольнения проживающих». Среди прочих вынужден был уйти дирижер Андрей Аниханов, не выдержавший, по его признанию, хамства и некомпетентности нового директора.

Подготовила Ирина Дудина