Стройка с плюсом

Уставшие от градостроительных войн петербуржцы не заметили снятия лесов с фасада здания на углу набережной Мойки и Гороховой улицы. Градозащитники тоже пока не предъявляют претензий к реставраторам.

Уставшие от градостроительных войн петербуржцы не заметили снятия лесов с фасада здания на углу набережной реки Мойки и Гороховой улицы. Там, где некогда размещались фабричные цеха, в скором времени должен открыться многофункциональный торговый комплекс «У Красного моста». Претензий к реставраторам дома пока никто не предъявлял.

За время губернаторства Валентины Матвиенко война с новоделами в центральной части города стала традиционным занятием петербуржцев. Сводки с фронтов Центрального, Петроградского, Адмиралтейского и других районов приходят с завидной регулярностью. Котлованы-воронки, то и дело появляющиеся на местах исторических зданий, скрываются от глаз дотошных горожан высокими заборами. Зато не удается скрыть трещины на фасадах соседних домов, поскольку даже косметически «драпировать» последствия строительных работ не считается нужным.

Параллельно сформировался и новый петербургский архитектурный стиль, с которым, видимо, и суждено войти в историю современным зодчим. Народные названия, которые получают их творения, говорят сами за себя: чего стоит хотя бы «шляпа Незнайки» на углу Невского и Суворовского.

Самодельные «мемориальные» таблички с именами «могильщиков» петербургской архитектуры вывешиваются активистами-градозащитниками на зданиях из стекла и бетона. Печатью позора было отмечено офисное здание на углу Вознесенского и Малой Морской (Дом Шиля, в котором Федором Достоевским были написаны «Белые ночи»), офисный центр на проспекте Добролюбова д. 8 (жилой дом архитектора Ф.К. Фон Пирвица). Компанией «Интеко» были снесены исторические здания на Конногвардейском бульваре и Галерной улице.

Разборка аварийных перекрытий и ремонт фасадов здания бывшего общежития Ленинградского военного округа в итоге обернулась сносом строения. Попутно пострадал и сосед «военной общаги» — дом №24 по Литейному проспекту, известный как дом князя Мурузи.

Наиболее громкой градостроительной ошибкой последнего времени принято считать здание торгового центра «Стокманн», что на углу Невского и улицы Восстания. Ради реализации этого проекта было уничтожено сразу несколько исторических зданий XVIII-XIX вв. Куратор строительства «Стокманна» Юсси Куутса получил звание «непочетного гражданина Санкт-Петербурга».

Причина петербургской нелюбви к архитектурным проектам последних лет лежит на поверхности. Подавляющее большинство девелоперов действует по принципу «что нам стоит дом построить, нарисуем — будем жить», или, в зависимости от целевого назначения, - торговать, принимать зарубежных гостей и т.д. Имеющиеся исторические, архитектурные обременения не сковывают кандалами руки новых строителей.

Известный афоризм Лао-цзы о том, что “Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует", применим и к петербургским строителям. В городе прекрасно помнят о тех зданиях, которые благодаря непродуманным решениям если и не канули в небытие, то изменились до неузнаваемости. Обратная ситуация — редкость. Но, возможно, это как раз и хорошо. Знания о том, что дом «существует» и ему ничего не угрожает, вполне достаточно и для петербургского народа.

Недавно были сняты леса с фасада реконструируемого торгового дома «С. Эсдерс и К. Схейфальс». Почему-то данное событие не стало предметом дебатов и обсуждений. Факт для Северной столицы абсолютно не укладываемый в голове. Неужели нечего сказать? Не хочется употреблять затертую фразу о том, что «ведь можем, когда захотим», но данный пример того, как реставраторы отнеслись к объекту, действительно, является «другим наукой».

dscn0449_650

dscn0467_650

В здании на Мойке, 73, которое для большинства горожан ассоциируется с тем, что в нем когда-то размещались цеха швейной фабрики им. Володарского, а потом FOSP (Фабрика одежды Санкт-Петербурга), должен появиться многофункциональный комплекс «У Красного моста». По словам представителей реализующей данный проект компании «БТК девелопмент», первые арендаторы в новых торговых помещениях появятся в конце 2012 года: работы внутри все еще продолжаются. Кроме этого, в состав комплекса войдут еще три соседних здания — на набережной Мойки 75, 77 и 79.

Как рассказал «Росбалту» непосредственно сам основатель «БТК девелопмент» Таймураз Боллоев, здание на углу Гороховой и Мойки является знаковым для города, поскольку именно в нем находился первый в стране торговый центр такого масштаба. Перед компанией стояла задача восстановить дом во всех исторических параметрах. Работы по реконструкции проходили на основании сохранившихся фотографий и чертежей, с соблюдением предъявленных ГИОПом требований и пожеланий историков архитектуры. Боллоев доволен тем, как завершился данный этап реконструкции, и считает, что в итоге данное здание будет украшением Петербурга.

Интересно, что в процессе работ был восстановлен шпиль угловой башни, который был снесен в 30-х годах прошлого века. Шпиль украшает фигура бога торговли Меркурия. Кроме этого, уже сегодня можно увидеть и также восстановленный стеклянный купол.

dscn0460_650

dscn0454_650

Торговая история дома на Мойке, 73 началась в 1907 году, когда в него въехала фирма «Эсдерс и Схейфальс», специализирующаяся на продаже готового мужского и женского платья. Строительство осуществлялось в период с 1905 по 1907 годов по проекту архитекторов Владимира Липского и Константина де Рошефора. Здание было выполнено в стиле модерн с применением новаторского конструктивного решения. Здесь разместился универсальный магазин Au pont rouge («У Красного моста»). Универмаг предлагал своим посетителям широкий выбор европейской одежды, обуви, галантереи. После октябрьского переворота здесь начала работать Центральная швейная фабрика, которая в последствии получила имя Володарского. Пережив череду реорганизаций, предприятие вошло в современную российскую историю в виде Фабрики одежды Санкт-Петербурга.

Реконструкция здания началась в 2008 году, после того как производственные мощности FOSP были перенесены из центра города на улицу Пражскую. Это также не маловажно. О необходимости вывода крупных производств на периферию говориться много, но на практике реализовать планы не удается практически никому.

Отдельный акцент хозяева дома делают на том, что в центре не хватает мест парковки автотранспорта. В торговом комплексе будет организован подземный паркинг на 200 машин.

Будем надеяться, что итоги завершающего этапа реконструкции не разочаруют. Да и другим владельцам зданий, расположенных в исторической части Петербурга, стоит помнить не только о «длинном рубле», но и хоть иногда проявлять заботу о сохранении архитектурного прошлого.

Александр Карпенков, фото автора