Posted 7 декабря 2011,, 11:30

Published 7 декабря 2011,, 11:30

Modified 1 апреля, 03:41

Updated 1 апреля, 03:41

Оппозиция или политическая тусовка?

7 декабря 2011, 11:30
Недовольные результатами выборов уже который день собирают многотысячные митинги, получившие название "Стратегия-19". Психологи, социологи и политологи предлагают свои объяснения небывалой активности народа и дают прогнозы того, чем все это закончится.

Недовольные результатами выборов граждане уже который день собирают многотысячные митинги. Психологи, социологи и политологи предлагают свои объяснения небывалой активности народа и дают свои прогнозы относительно того, чем все это закончится.

В Петербурге и Москве, а сегодня уже и в других городах России, третий день подряд проходят несанкционированные акции против результатов выборов в Госдуму, заканчивающиеся массовыми задержаниями. Количество задержанных за три дня на акциях против "нечестных" выборов в Северной столице достигает сотен человек, однако люди упорно продолжают приходить снова и снова, причем на «лобные места» возвращаются даже те, кто накануне был задержан.

Некоторые наблюдатели склонны понастальгировать и сравнивают митинги со всенародными акциями протеста конца 80-90-х годов. Менее романтично настроенные граждане убеждены в том, что нынешние собрания — дело рук провокаторов от различных партий и общественных объединений, а упорные митингующие — отнюдь не «политические Данко», готовые ради идеи получить дубинкой по голове, а либо наивные идеалисты, либо просто купленные определенными заинтересованными гражданами «общественники- бездельники». Количество истинных «декабристов» среди них в любом случае невелико, хотя и они, безусловно, есть.

«Нынешние митинги — это результат народного раздражения итогами выборов, подхлестываемое обиженными политическими партиями», - прокомментировал «Росбалту» профессор кафедры политической психологии СПбГУ Андрей Вассоевич. По мнению эксперта, народное раздражение связано с ходом не столько самой выборной кампании, сколько со скандалами из-за подсчета голосов.

«Многие избиркомы проявили радение не по уму, - считает профессор. - Было очевидно, что лидером все равно будет «Единая Россия». Однако, если при этом свои результаты улучшили бы и другие партии, то ничего трагического и опасного для власти в этом не было бы. Та система, которая сейчас складывается в нашей стране, удивительным образом напоминает парламент ГДР, и в этом смысле она достаточно устойчива и опробована, и могла бы успешно существовать и дальше. Но российскому чиновнику, допущенному к подсчету голосов, по старой советской традиции хочется прогнуться перед начальством. Но это делается настолько грубо, бездарно и безвкусно, что попросту провоцирует людей. Поэтому благодарить за акции протеста нужно избиркомы, и особенно те, где были многочисленные нарушения. Именно они спровоцировали людей».

Писатель и философ Александр Мелихов считает, что факт небывалой активности сотен россиян, отправившихся на митинги протеста против результатов выборов, требует отдельного специального исследования. Как и вопрос, кто все эти люди.

"Если это обычные "средние" люди, то возникает вопрос: а где все они были раньше? Те, кто все последние годы все привычно, покорно "глотали", со всем соглашаясь, и вдруг вышли протестовать? В это невозможно поверить, — заявил Александр Мелихов. - У народа всегда была и есть возможность протестовать: своим мнением, мыслями, разговорами, анекдотами, в конце концов. Именно таким образом — то есть только мнением народа — была свергнута советская власть. И вот последнее десятилетие эти люди молчали, и вдруг вышли на митинги?.."

Однако, по мнению Мелихова, эти люди на митингах все-таки не случайны — они заинтересованы в том, что они делают. Кроме того, по словам философа, эти люди все образованны — хотя бы мало-мальски.

"Обучить человека вот так приходить изо дня в день на митинги, рискуя получить по голове и провести время в участке, невозможно. Я замечаю заинтересованность определенной части политизированной интеллигенции, но только определенной. Например, никто из моих друзей и знакомых, в 1980-1990-х стоявших на баррикадах, разносивших листовки и собиравших митинги, сейчас уже никуда не пойдет. Они уже ни во что не верят и хотят только одного: чтобы их оставили в покое".

По мнению Мелихова, люди действительно искренне готовы пойти биться за что-то, если они защищают что-то личное, крайне важное именно для себя. А у большинства когда-то активной интеллигенции сейчас никакой позиции нет. И это, по мнению писателя, нормально.

"Это обычная реакция на большое разочарование. Только некоторые доходят до бешенства и готовы ломать-крушить. Большинство же впадают в апатию от таких масштабных разочарований, которые мы видим в последние годы. А вот массовость подобных акций требует отдельного исследования", — считает эксперт.

Социолог Татьяна Протасенко называет основное большинство тех, кто участвует в подобных акциях, политическими мазохистами, а сами акциями — неким аналогом флэшмобных революций, похожих на те, что происходили в Молдавии или Белоруссии.

«Согласно данным многочисленных социологических исследований, у нас не больше 10% недовольных в стране. В том случае, если этот процент превышает 10, то это может считаться серьезной проблемой, - считает Протасенко. - Однако все исследования показывают, что даже если человек заявляет, что не согласен с режимом (результатами выборов, политической ситуацией и пр.), то все равно на улицу он не выйдет».
Таким образом, по мнению социолога, те, кто выходят на митинги, — люди весьма специфические.

«Посмотрите на тех, кто ходит на митинги последние хотя бы лет 5, - говорит социолог. - Как правило, это одни и те же люди. Я их называют политическими мазохистами. Правда, в последнее время подобные акции становятся довольно популярными благодаря освещению в СМИ, социальным сетям. Такая флэшмобная революция. Я готова согласиться с тем, что часть из тех, кто выходит на марши, действительно недовольны. Однако основное большинство — это просто политические тусовщики».

Вместе с тем все эксперты крайне негативно оценивают действия властей в данной ситуации. Так, Татьяна Протасенко считает, что власти делают большую ошибку, отлавливая и сажая недовольных.

«Людям надо дать высказаться, а их гнобят и не дают выразить свое отношение. Это очень плохо и для людей, и для власти. Она тоже должна знать мнение народа», - считает социолог.

Профессор Вассоевич также уверен, что сейчас самое умное для власти - начать расследование случаев нарушений на выборах, причем делать это гласно и в судебном порядке.

«Надо рассматривать каждый случай, выслушивать свидетелей и изучать доказательства. И если суды признают нарушения — надо принимать соответствующие решения. Тогда бы снова восстановилось какое-то доверие к власти, поднялся бы ее авторитет, - считает политолог и психолог. - Это был бы наиболее драматичный выход из нынешней ситуации».

Впрочем, эксперты искренне убеждены, что власть вряд ли на это пойдет.

Марина Бойцова