Posted 17 февраля 2012,, 15:15

Published 17 февраля 2012,, 15:15

Modified 1 апреля, 02:39

Updated 1 апреля, 02:39

Общие озера - частные берега

17 февраля 2012, 15:15
Владимир Путин не сможет сдержать обещание и обежать озеро в поселке Токсово Ленинградской области, как делал это в юности. Все берега "элитных" озер в регионе давно застроены коттеджами, а подходы к водоемам обнесены высокими заборами.

Жители Ленинградской области и петербуржцы бьют тревогу — в регионе не прекращается планомерный захват берегов рек и озер. Владельцам дач на «первой линии» уже не достаточно любоваться видом на водную гладь из своих окон, в них зреет желание узурпировать пейзаж. Несмотря на то, что закон совсем не на стороне «захватчиков», заборов вдоль водоемов меньше не становится.

Факты незаконной «приватизации» берегов областных озер выявляются каждый сезон. Общественные инспекции берегозахватов, проводимые активистами движений «Открытый берег» и «Против захвата озер», фиксируют появление все новых «частных пляжей», огороженных для пущей безопасности колючей проволокой.

Как рассказала представитель «Против захвата озер» Ирина Андрианова, организация пытается вести статистику «присвоения» берегов, но данные есть пока только по трем северным районам области — Всеволожскому, Приозерскому и Выборгскому. Стоимость земли на Карельском перешейке самая дорогая в регионе, здесь же больше и захватов. Активисты насчитали в этих районах 300 точек прибереговых скоплений, при этом скоплением считается как коттеджный поселок, так и несколько домов.

При этом закон находится полностью на стороне «обычных» граждан. Более того даже выносятся судебные решения не в пользу нарушителей природоохранного законодательства, но они почему-то не всегда выполняются. Согласно статье 27 части 8 Земельного кодекса, береговая полоса приватизироваться не может. Дома «первой линии» должны находится на расстоянии 20 метров от воды, что впрочем не мешает их владельцам практиковать самозахват.

Объяснить подзаборным церберам свои права на прогулку вдоль берега трудно, рейды не редко заканчиваются эксцессами.

«Один раз нас охранники просто взяли в плен, в другой — в воде утопили телевизионную камеру, собак бывало спускали - нам приходилось в лодке спасаться", - делится опытом Андрианова.

В четверг в ходе видеоконференции Владимир Путин принял приглашение двукратного олимпийского чемпиона по биатлону Анатолия Алябьева посетить спортивно-тренировочную базу в областном Токсово, где премьер-министр тренировался в юности. "Я сам приеду, пробегусь вокруг озера", — сказал Путин. Он напомнил, что во время сборов по утрам вместе с остальными ребятами бегал вокруг озера кросс в 12-17 километров (об этом можно прочитать здесь).

Однако, как отметила Андрианова, осуществить пробежку сегодня невозможно ни вокруг Хепоярви, ни вокруг Кавголовского озера, ни вокруг других токсовских водоемов.

"На озерах очень большое количество берегозахватов, которые придется обегать по лабиринту улочек, которые вьются между высоченными заборами. Там просто можно заплутать", — отметила она.

В местном движении «Токсовские озера», кстати, практикуют немного другую практику борьбы, нежели в дружественном «Против захвата озер». Как объяснила Надежда Осипова, их организация занимается созидательной работой, то есть пытается сохранить то, что еще осталось. Осталось надо сказать не много. Например, если 80-х годах в Токсово было 15 общедоступных пляжей, на данный момент их осталось только 8, при этом благоустроенным является только один.

Стоит отметить, что рука об руку с береговыми захватами в Токсово идет еще одна проблема — так называемая раздача лесных участков «под рекреацию», хотя сами активисты предпочитают использовать термин застройка. В начале февраля Комитет по природным ресурсам Ленинградской области предпринял попытку познакомить обеспокоенных сельчан с арендаторами Токсовского парклесхоза. Планировалось, что владельцы участков должны были прийти и показать свои планы по их освоению.

В итоге, как рассказал «Росбалту» один из участников «смотра», из 19 арендаторов на встречу пришли только трое — ООО «Спорт», арендующий участок в районе Кавголовского озера, ООО «Легионспецстрой», претендующий на 4 га в районе того же озера и еще на 4 га возле родника у реки Тосны, а также ИП «Меринович» - индивидуальный предприниматель, оградивший забором доступ к местному водоему. Остальные токсовские строители встречу проигнорировали.

Проблема озер не ограничивается одними берегозахватами. Уничтожить водоем может развернувшееся по соседству строительство. Так, пошел уже пятый год, как не утихают бои вокруг памятника природы «Озеро Ястребиное», который расположен на границе Ленинградской области и республики Карелия. На месте, которое известно тем, что здесь расположена тренировочная база альпинистов и скалолазов, петербургское ЗАО «Экопром-Транзит» хочет построить карьер и щебеночный завод. В данном случае речь не идет о захвате береговой полосы уникального водоема, однако появление данных объектов должно негативно сказаться на экологии места. Озеро может лишиться своих скальных обрывов. В настоящее время инвестор приостановил работу, но вполне может вновь запустить процесс.

«Сегодняшняя ситуация заключается в том, что в адрес руководства компании, начиная от главы республика Карелия и заканчивая прокуратурой, от местных жителей, экологов, представителей СМИ направлена масса обращений. Они завалены этой корреспонденцией и пытаются как-то на нее реагировать. К тому же до выборов [президентских] строительные работы вряд ли будут продолжены, но наша задача заключается в том, чтобы они не продолжались вообще», - сообщили «Росбалту» в инициативной группе "Защитим Ястребиное" при Федерации альпинизма Санкт-Петербурга.

Впрочем не только северные озера Ленинградской области являются лакомым кусочком для коммерсантов. Еще одна тревожная точка на карте региона — деревня Гакково Кингисеппского района. В данном случае речь идет об угрозе захвата части побережья Финского залива. По словам местных жителей, москвич, некий полковник Г. Фесенко, уже владеющий тремя домами в деревне, планирует построить еще и яхт-клуб. Разместить его он намерен на 2 га так называемой зоны затопления, которая является частью акватории.

«Сейчас доступ к береговой линии свободен. Как изменится ситуация, не известно. Причем надо понимать, что это было единственное место, куда мы ходили купаться. Оно, конечно, не было оборудовано, но все-же. У нас в деревне образовалось такое количество детей, куда им деваться?» - недоумевает владелец участка в Гакково Надежда Кузнецова.

В местной инициативной группе «Росбалту» сообщили, что областной комитет по управлению государственным имуществом обещал провести проверку водного и земельного законодательства по фактам предоставления данного участка Фесенко. Однако когда именно она состоится, не известно.

Как видно на данный момент, если общественные организации и одерживают победы в береговых битвах, то только локальные. Большая «виктория», по всей видимости, не возможна без желания самой власти разобраться с проблемой. Вот придет «питерской шишка» из столицы, не узнает места своего босоногого детства, тогда и «камни стен возопиют». Если, конечно, большой человек сам заборы еще не успел поставить.

Александр Калинин