Posted 29 марта 2012,, 09:39

Published 29 марта 2012,, 09:39

Modified 1 апреля, 02:03

Updated 1 апреля, 02:03

Эксперт: Омбудсмен - это ретранслятор крика души петербуржцев

29 марта 2012, 09:39

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 29 марта. Петербургский омбудсмен, в отличие от федерального уполномоченного по правам человека, не обладает достаточными возможностями для эффективной работы по защите прав. Такое мнение корреспонденту "Росбалта" высказал консультант по социально-правовым вопросам СПб РБОО "Ночлежка" Игорь Карлинский.

По его словам, в федеральном законодательстве есть только одна статья, посвященная региональным уполномоченным по правам человека, которая разрешает создавать такую должность и финансировать ее из регионального бюджета. Но когда речь заходит о судебной защите, то городской омбудсмен, по сути, бессилен, поскольку суды пользуются именно федеральным законодательством. Поэтому работа омбудсмена в Петербурге эффективна только в том случае, если занимающий эту должность человек достаточно добросовестен и настроен на защиту прав человека. Только тогда он может играть роль в городской жизни, но больше - в качестве "ретранслятора и усилителя писка".

"Обращение к нему - крик души, - поясняет Карлинский. - Обычно к омбудсмену обращаются самые незащищенные слои населения, имеющие слабый голос в обществе. А уполномоченный по правам человека может донести этот писк до руководства города".

Изменить ситуацию можно только на законодательном уровне. Например, по федеральному закону омбудсмену дано право получать нецензурируемую почту от лиц, находящихся в местах лишения свободы. Но в этот список не входят психиатрические стационары, дома престарелых и инвалидов, детские интернаты. В Петербурге эти учреждения находятся в ведении региональных властей, поэтому в местном законодательстве можно принять соответствующие поправки, дающие право получать почту из таких учреждений без цензуры.

По мнению Карлинского, региональный уполномоченный по правам ребенка более защищен. В частности, он может запрашивать информацию у органов власти, а ее непредоставление считается противодействием работе детского омбудсмена, что по закону карается серьезным штрафом. У уполномоченного по правам человека в Петербурге такой возможности нет.

Для того, чтобы правовое обоснование работы омбудсмена улучшилось, нужны изменения в городском законодательстве. Но сам уполномоченный по правам человека в Петербурге не имеет права на законодательную инициативу. Поэтому эти изменения могут вноситься лишь по доброй воле депутатов Законодательно собрания Северной столицы.

Напомним, накануне стали известны фамилии одиннадцати человек, которые направили документы в парламент Петербурга для участия в выборах на пост омбудсмена. Избрание нового уполномоченного по правам человека в Северной столице должно состояться на заседании городского парламента в следующую среду. В качестве основоного фаворита на этот пост называют "яблочника" Александра Шишлова, кандидатуру которого выдвинул губернатор Полтавченко.

Кроме Шишлова, были внесены кандидатуры главы общества содействия социальной защите граждан "Петербургская Эгида" Римы Шарифуллиной, президента союза строительных компаний "Союзпетрострой" Владимира Гольмана, учредителя и главного редактора интернет-портала "Русская народная линия" Анатолия Степанова, бывшего городского парламентария Игоря Риммера, специалиста "Центра социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, №1" Виктора Перова, председателя межрегионального общественного движения "Российская ЛГБТ-сеть" Игоря Кочеткова, исполнительного директора Объединенного гражданского фронта Ольги Курносовой, представителя ЗакСа в Уставном суде Петербурга Александра Уланова, секретаря правозащитного совета города Наталии Евдокимовой и эксперта-психолога НКО "Родительский комитет" Любови Качесовой.