Posted 17 апреля 2012,, 14:00

Published 17 апреля 2012,, 14:00

Modified 1 апреля, 01:45

Updated 1 апреля, 01:45

Дороги сквозь "растопыренные пальцы"

17 апреля 2012, 14:00
«Росбалт» начинает публикацию цикла материалов, в которых в сравнении будет рассказано, как решают основные городские проблемы (социально-экономические, гуманитарные, личностные) два мегаполиса – Москва и Петербург.

Петербург и Ленинградская область до сих пор не обзавелись программой совместного развития транспортных систем. Термин «петербургский транспортный узел» больше ассоциируется с узлом проблем, распутать который чиновники никак не могут.

Более года прошло с момента принятия решения о том, что крупнейшие российские регионы должны решать свои транспортные проблемы сообща. По аналогии с образованным в феврале 2011 года Координационным советом по развитию транспортной инфраструктуры Москвы и Московской области уже через месяц был создан аналогичный совет Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

После десятков лет обособленности руководство субъектов (не без помощи федеральных властей) пришло к выводу, что географическая близость требует единения транспортных систем. Комплексного подхода в решении этих задач между профильными комитетами двух регионов раньше не наблюдалось - каждый решал свои задачи самостоятельно. Это приводило к тому, что многие проекты, реализация которых должна была улучшить транспортную ситуации в регионе, своей цели не достигали, а иногда лишь усугубляли проблемы.

Типичным примером, демонстрирующим отсутствие взаимодействия на Северо-Западе, стало строительство транспортного обхода вокруг Северной столицы. Кольцевая дорога была нужна мегаполису как воздух, и это понимали все. Но так получилось, что федеральная стройка шла на территории сразу двух регионов — трасса петляет как по Питеру, так и по Ленобласти. Для освоения примыкающих к КАД земель при областном правительстве была создана компания «КАД - Ленинградская область». Организация справилась со своими обязанностями вроде бы успешно: наиболее ценные земли нашли своих инвесторов, которые разместили на них целые города из гипермаркетов, складские, логистические комплексы и прочее. При этом строительством специальных развязок, которые бы могли облегчить въезд и выезд на объект с кольцевой, утруждали себя немногие.

Справедливости ради надо отметить, что питерцы не отставали от областных коллег, предлагая налево и направо гектары рядом с кольцевой. Опомнились только тогда, когда к концу подходило строительство одного из последних участков КАД при выходе трассы к Бронке. Причем опомнились только после того, как в столице стали ругать строительную политику мэра Юрия Лужкова. При осмотре трассы теперь уже экс-глава Петербурга Валентина Матвиенко пообещала министру транспорта Игорю Левитину, что на этих обочинах никаких супермаркетов не появится. Однако было поздно. Вместо скоростной трассы Петербург получил по сути кольцевую улицу, окруженную магазинами и промзонами, движение по которой напрочь стопорят фуры и автомобили приезжающих за покупками жителей двух субъектов.

Кольцевая — только самый наглядный пример разобщенности. Вопросов, решение которых требует выработки совместных решений, множество. Та же КАД-2, которая, как говорится, должна окончательно избавить Петербург от транзитного автотранспорта, пройдет по лекалам областной «бетонки». Предыдущая команда Смольного грозилась обезопасить судоходство по реке Нева с помощью введения запрета на прохождение под питерскими мостами нефтентанкеров. Однако сооружение дублера Невы невозможно начать без учета областного мнения — именно по ленинградским водным артериям должна пройти «судоходная кольцевая». А еще существуют примыкающие к Петербургу областные заброшенные аэропорты, желание развивать которые то появляется, то исчезает в связи с нерешенностью вопроса: под нужды какого именно субъекта реконструировать взлетную полосу? Даже развитие петербургского метрополитена должно учитывать позицию Ленобласти - ведь, согласно планам, на территории области должно появиться три станции питерской подземки.

Отраслевые эксперты отмечают, что появление подобных координационных советов является положительным моментом. Но существует опасность, что данная инициатива в очередной раз станет подтверждением избитой истины «хочешь угробить дело — создай комиссию». К тому же своим программным документом совет так еще и не обзавелся. "Запрягать" стратегию транспортного развития Питера и области будут в течение 2012 года.

«Слава богу, что у нас появился хоть какой-то Координационный совет, который мало-мальски объединяет людей, связанных с транспортным циклом, - заявил заместитель заместитель руководителя Ассоциации международных автоперевозчиков по Северо-Западу Константин Шаршаков. - Если судить по инфраструктуре Петербурга, по тому, что было в предыдущие годы, то у нас принимались и реализовывались настолько грустные проекты, что мы уже стали совершенно отсталым городом в транспортных вопросах. Эта ситуация продолжает оставаться, потому что отсутствует достаточный профессионализм в городской системе управления. У нас ситуация напоминала растопыренные пальцы. Питер делал одно, а Ленинградская область присматривалась и делала свое, исходя из своих архиничтожных финансовых ресурсов».

Заслугой работы Координационного совета эксперт называет начало реконструкции, вернее, появление проектов по расширению трассы «Скандинавия», которую в народе называют "дорога смерти". Хотя и здесь не обходится без парадоксов: часть данной федеральной трассы от поселка Осиновая роща до Огоньков по-прежнему находится в ведении Ленобласти и остается дорогой местного значения. Естественно, что ресурсов у субъекта для того, чтобы хоть поддерживать этот участок в надлежащем состоянии, просто нет.

Однако основное опасение вызывает то, что все благие начинания выльются в создание очередного программного документа, а реализовывать его положения будет, как всегда, некому. По планам разработка Концепции развития транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области на период до 2020 года должна быть завершена к концу текущего года. Победителем объявленного ФГУ "Ространсмодернизация" конкурса на «Разработку научно-обоснованных предложений по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области на период до 2020 года» стало ЗАО "МКД Партер". Это предложение оказалось выгоднее, чем у ЗАО "Научно-исследовательский и проектный институт территориального развития и транспортной инфраструктуры" (НИПИ ТРТИ). Последний, кстати, принимал участие в разработке нескольких программных документов, определяющих транспортное будущее Петербурга.

Предпосылки того, что выполнение работы может обернутся профанацией, есть уже в техническом задании. Вслед за перечислением транспортных проблем региона в нем указывается, что для их решения потребуется актуализация «Программы комплексного развития Санкт-Петербургского транспортного узла», разработанной по заказу Министерства транспорта РФ в 2008 году. Сколько подобных «актуализаций» на словах переживал отечественный транспорт, и что из этого на деле вышло, знает каждый, кто хоть раз ездил по нашим дорогам.

О том, как подобные проблемы решаются в Москве и Московской области, читайте здесь.

Константин Семернев