Полтавченко вошел в историю

Губернатор Петербурга изменил структуру исполнительной власти в городе. Несколько комитетов были ликвидированы, появился ряд новых профильные ведомств. Обитатели Смольного в реорганизации не видят ничего удивительного, эксперты тоже.

Губернатор Петербурга изменил структуру исполнительной власти в городе. Несколько комитетов были ликвидированы, появился ряд новых профильные ведомств. Обитатели Смольного в свершившейся реорганизации не видят ничего удивительного, эксперты тоже.

Принципиальные изменения коснулись значимых блоков Смольного — финансово-экономического и транспортного. В частности, c 1 января 2013 года прекращает свою деятельность Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли. Его глава Евгений Елин, как известно, с сегодняшнего дня вступил в должность вице-губернатора Ленинградской области. На месте КЭРППиТ возникнут сразу четыре комитета: комитет по государственному заказу, комитет по промышленной политике и инновациям, комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка, а также комитет по экономической политике и стратегическому планированию. Упраздняется комитет по транспортно-транзитной политике, который, как предполагается, сольется с Комитетом по транспорту. Ликвидируется и Комитет финансового контроля. Кроме этого, Комитет по инвестициям и стратегическим проектам (КИСП) в процессе оптимизации лишился своей второй части своего названия, став просто Комитетом по инвестициям. Напомним, что КИСП с октября 2009 года возглавлял Алексей Чичканов, который с 28 мая 2011 перешел на работу в «Газпромбанк». Зато комитет по культуре, наоборот, приобрел. Теперь он будет отвечать еще и за развитие туризма.

Причины реорганизации губернатор Полтавченко объяснил в середине дня. По его словам, процесс создания новых комитетов и упразднения старых в администрации Петербурга абсолютно нормален и связан с необходимостью выстроить работу правительства города под перспективные задачи на следующие пять и более лет.

По его данным, до 37% валового продукта города дает промышленность, а, кроме того, порядка 17% населения города работают на промпредприятиях. Этим и обусловлена необходимость создания комитета по промышленности и инновациям. Создание комитета по предпринимательству и потребительскому рынку — давно назревшее решение, поскольку Петербург занимает лидирующее место по количеству малых предприятий в стране. До 25% налоговых поступлений поступают в городскую казну за счет малых и средних предприятий. В то же время создание комитета по размещению госзаказа Полтавченко объяснил тем, что город выделяет серьезные средства и много закупает для нужд государственных учреждений, но при этом закупками занимаются профильные комитеты, администрации районов и госучреждения. Такая система госзакупок, по мнению Полтавченко, не соответствует реалиям, поэтому существует необходимость минимизировать необоснованные затраты с учетом единого подхода.

«Можно предположить, что применен дробный подход. Администрация показывает, что промышленная политика, развитие потребительского рынка, государственный заказ, инвестиции, стратегические проекты - это все очень важно. Посыл заключается в том, что за каждое прорывное направление будет отвечать своя группа специалистов, поэтому на каждый «чих» создается свой комитет», - отмечает старший научный сотрудник исследовательского отдела Международного центра социально-экономических исследований "Леонтьевский центр" Лев Савулькин.

Савулькин отмечает, что КЭРППиТ и КИСП отчасти дублировали друг друга, а следовательно, выделение отдельного Комитета по экономической политике и стратегическому планированию является логичным решением. Интересна и судьба туризма. В свое время за это направление деятельности отвечал Комитет по внешним связям, затем КИСП, а вот теперь туризм неожиданно оказался прикрепленным к Комитету по культуре.

Отметим, что по словам губернатора, выделение туристических полномочий комитету по культуре объясняется тем, что городская администрация собирается более серьезно отнестись к проблеме туризма.

"Это не только мое единоличное решение, оно коллективное, — заявил Полтавченко. — Мы долго думали, куда выделить туристическое направление, и поняли, что туристическая привлекательность Петербурга основана на культурной привлекательности, поэтому комитет по культуре и будет решать эти вопросы", - сообщил Полтавченко.

Савулькину не до конца понятна логика срастания Комитета по транспортно-транзитной политике (КТТП) с Комитетом по транспорту. Он отмечает, что КТТП возник примерно при таких же обстоятельствах, что и четыре новых комитета. Только если раньше дробился транспортный блок, то теперь разбивается экономический.

Находящийся в настоящее время в Москве председатель КТТП Алексей Бакирей перспективы сливания своего комитета с Комитетом по транспорту не комментирует, но отмечает, что в том, что произошла оптимизация ,нет ничего не обычного. А до 1 января 2013 года КТТП продолжит решать свои задачи.

"Никто не отменял работу. Она будет продолжаться, исходя из тех планов, которые существуют. Решение правительства и губернатора по оптимизации случаются, что-то укрупняется, что-то, наоборот, разделяется. Это живой процесс. Никаких расслаблений просто быть не может", — сообщил Бакирей.

Георгий Полтавченко сообщил, что КТТП было предложено упразднить по причине дублирования им функций других комитетов, занимающихся транспортными вопросам. По словам Полтавченко, последние нестыковки различных подразделений комитетов, отвечающих за транспортные вопросы в городе, в частности, за проблему с развязкой на Приморском шоссе, когда люди целый день стояли в пробках, показали, что различные комитеты дублируют функции друг друга. Поэтому, считает Полтавченко, необходимость в комитете по транспортно-транзитной политике на данный момент отпала. Он будет объединен или с комитетом по транспорту или с комитетом по дорожному строительству.

Отметим, что Комитет по транспортно-транзитной политике был образован летом 2004 года, т. е. в первый год губернаторства Валентины Матвинко. Петербург стал первым субъектом РФ, в котором появился орган, которому предстояло решать задачи развития города как транспортного узла. И действительно, сфера ответственности КТТП поражала. В 2007 году им была подготовлена «Стратегия транспортно-логистического развития Петербурга», однако в последнее время деятельность КТТП ассоциировалась по большей части не с развитием порта или организацией складского пояса вокруг города, а с созданием велопарковок и помывкой светофоров и дорожных знаков.

Так, генеральный директор аналитического агентства Infranews Алексей Безбородов выделяет в жизни КТТП два этапа — до Андрея Карпова, который руководил комитетом до 2007 года, и после. По словам эксперта, Карпов был человеком, не вовлеченным в бизнес, составлял прогнозы и программы, занимался именно транспортно-транзитной политикой. После его ухода ситуация изменилась. «КТТП превратился в прокладку между инвесторами и городом. Комитет стал штамповать те программы, которые придумывали частники, и доносить их в виде бюрократических решений до губернатора и федеральных властей», - считает Безбородов.

Сам Андрей Карпов не склонен считать, что факт того, что КТТП стал заниматься организацией «водных такси» и велопарковками, является признаком вырождения Комитета. Задачи по организации движения он считает важными.
Карпов считает решение передать функции КТТП в комитет по транспорту логичным решением. По его словам, уже в 2007 году, когда он покидал Смольный, в беседе с Валентиной Матвиенко он говорил о необходимости данного шага. По словам эксперта, транспортный блок должен быть закреплен за одним вице-губернатором.

Отметим, что при Матвиенко таким вице-губернатором был Юрий Молчанов, который курировал деятельность комитета по транспортно-транзитной политике, комитета по транспорту (КТ), комитета по инвестициям и стратегическим проектам (КИСП) и комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ). В январе, когда Молчанов покинул Смольный, стало известно, что за первые три комитета будет теперь отвечать вице-губернатор Сергей Вязалов, а КРТИ перешел в ведение вице-губернатора Сергея Козырева. Таким образом, транспортный блок оказался разделенным. Однако эксперт не видит фигуры, которая бы смогла отвечать в городе одновременно и за внешний, и за внутренний транспорт.

"Я не вижу в городе такой профессиональной фигуры, которая бы понимала логику развития внешнего транспорта и логику развития внутреннего общественного транспорта. У главы такого комитета должно быть два зама — по внешнему и внутреннему транспорту. Естественно, внешний транспорт будет в некотором смысле второстепенным по отношению к внутреннему, так как последний более скандальный", — отметил Карпов.

Таким образом, проведя эти изменения, губернатор Петербурга Георгий Полтавченко, если не изменит кардинально работу Смольно, но уже точно останется в истории города как реформатор. Какой - покажет время.

Александр Калинин