Posted 3 августа 2012,, 20:04

Published 3 августа 2012,, 20:04

Modified 1 апреля, 00:06

Updated 1 апреля, 00:06

"Тяжкая почва питерской словесности"

3 августа 2012, 20:04
В Северной столице не так много очагов литературной жизни, где современные авторы могут общаться с аудиторией. Героиня проекта "Петербургский авангард" Татьяна Алферова одна из первых организовала в городе литературные вечера.

В Петербурге не так много очагов литературной жизни, где современные авторы могут общаться с аудиторией и где формируется культурный слой, необходимый для развития искусства.

Татьяна Алферова - поэтесса, прозаик, стильная и красивая питерская муза, поддерживающая один из живых литературных очагов Петербурга. Она уже лет десять занимается курированием литературных вечеров в Центре Современной Литературы и Книги на набережной Макарова. Вечера проходят чуть ли не ежедневно, и только тот, кому приходилось хоть раз что-либо подобное организовывать, знает, сколько энергии и души нужно вкладывать в то, чтобы все вертелось и крутилось.

В 2005 году Татьяна придумала вечера-диалоги, на которых выступают два поэта, часто диаметрально противоположные в своем творчестве. Назвала вечера «Две стороны». «Это не противопоставление или литературная дуэль с переходом на личности, а попытка взглянуть на одно и то же с разных сторон. При этом устроитель надеется, что число слушателей возрастет, и почитатели первого автора внимательно выслушают второго. Поэты одного круга часто не имеют представления о том, что делается другими, и это, по меньшей мере, не правильно», - так объяснила свою концепцию Татьяна.

Примерно в то же время в Москве появились «Полюса», а полтора года спустя в Еврейском центре «придумали» серию вечеров по тому же принципу «Треугольник», но Татьяна Алферова была первопроходцем. Видно, в воздухе что-то появилось, требующее выхода людей от монолога к общению и столкновению. Следующим ее проектом были вечера «Представляю», на которых мэтры презентовали менее известных литераторов. На циклах вечеров «Ликбез» авторы читали свои стихи вперемежку со стихами известных поэтов, не называя имен. Слушатели могли сами угадать – кого читают, бывало, что и угадывали. Потом были вечера Modus Operandi - представление отдельных альманахов и издательств.

Татьяна в 1997 году организовала Пенсил-клуб, сообщество петербургских поэтов, пишущих стихи в пародийном ключе, выпустила около сотни «самиздатовских» альманахов Пенсил-клуба. Встречи Пенсил-клубовцев проходят в игривой форме, чем-то напоминая экранизацию стихов молодого Пушкина о веселых пирушках пиитов. Одно из шедевральных творений Татьяны - ее дача в Горелово, которую она превратила в приют муз. Вокруг вишневого дерева, приносящего порой по 100 кг ягод за лето, собираются десятки поэтов, художников, издателей, спонсоров. Кто-то должен наполнять теплотой тяжкую почву питерской словесности, и Татьяна одна из немногих это делает успешно.

Быть куратором литераторов из разных тусовок очень сложно. Но у Татьяны Алферовой это получается. Уютные залы в угловом здании на берегу Невки (конечно, менее уютные, чем были в сгоревшем Доме писателя, ныне безжизненном), наполняются каждый вечер людьми, приходят поэты и прозаики, к ним приходят интеллигентные петербуржцы, любители и знатоки словесности.

«Самые посещаемые вечера – это юбилеи. Когда предполагается серьезный фуршет. Тут исключений не бывает. Много собирается народа на «приезжих звезд», на редко выступающих авторов, на известных-популярных. Почти всегда много – на сборные вечера молодых авторов. Больше всего было на вечере, когда выступали Аля Кудряшева (izubr) и еще 3 поэтессы – более 140 человек, в зале не поместились, слушали из коридора», - рассказывает Татьяна. Как в старые времена, лучше всего действует сарафанное радио, личные приглашения по телефону.

«Неожиданной была презентация книги бывшей заключенной, выпущенной под псевдонимом. Презентацию устраивала немецкая журналистка Сюзанна Бонтаг, она поддерживает программу «Калина красная» и выпустила эту книгу на свои деньги, когда писательница еще находилась по ту сторону забора. Сюзанна разыскала писательницу после освобождения, привезла в Центр литературы. Я была уверена, что человек 20 придут, не больше,- рассказывает Татьяна. – Но почти за час до начала в зале собралось полсотни студентов, а вскоре весь зал был забит до отказа».

Татьяна Алферова родилась в Рыбинске, но с 3-х-недельного возраста проживает в Ленинграде-Петербурге. Закончила ЛИИЖТ, работала в Управлении дорог, потом на телефонной станции завода «Красный треугольник». Занималась редактированием художественной и технической литературы. Вела на ГТРК «Россия» рубрику «Петербургский наблюдатель». Писала сценарии для самодеятельных театров. Входила в объединение НАСТ, состоящего большей частью из поэтов-работников котельных (конец 80-х г.г.), выпускала самиздатовские альманахи НАСТа. Посещала Лито «Нарвская застава» при Союзе писателей, Лито под руководством А.С.Кушнера и Н.М.Слепаковой.. Публиковалась в журналах «Нева», «Звезда», «Полдень. ХХ1 век», «Зинзивер» и др. Составитель и редактор нескольких коллективных сборников. Выпустила пять книг стихов («Станция Горелово», «Оговорки», «Переводные картинки», «Перелесок», «Лагуна») и две книги прозы («Неомифологический словарь», «Инвалиды любви»). По повестям «Неомифологический словарь» и «Алмазы навсегда» поставлены радиоспектакли.

- Татьяна, ты считаешь себя белой вороной?

- Конечно. Кто еще в наши времена занимается таким непрестижным, не прибыльным в плане денег занятием, как литература? Это раньше девушки при слове "поэт" приходили в трепет, а сейчас, если молодой человек называет себя
поэтом, они брезгливо отворачиваются.

- Так что заставляет тебя заниматься таким неуважаемым занятием, как литература?

- Это мой способ мышления, пока я не опишу интересующие меня вещи, я их не могу осознать. Повар мыслит порциями, а я - литературными текстами.

- Таня, а над чем ты сейчас работаешь?

- Я написала повесть, посвященную закрытию Центра современной литературы и искусства на набережной Макарова.

- Авангарден ли наш город в смысле литературы?

- У нас в Петербурге ныне авангардом часто называют неклассический несвязный текст верлибр, или отсебятину. Говорят, что главное, чтобы это было ни на что не похоже. Но в наши времена озадачиться целью создать что-то, ни на что непохожее при всем богатстве предыдущей литературы - это глупо. Я считаю, что авангардистами можно назвать тех литераторов, которые нашли свою собственную неподражаемую неповторимую интонацию. К ним бы я отнесла в поэзии Ольгу Хохлову, Любу Лебедеву, Романа Осьминкина, Петра Разумова, в прозе - Сергея Носова, Павла Крусанова. У этих авторов есть своя интонация, свой жест. Термином "авангард", придуманным в 1920-е годы, уже нельзя пользоваться сегодня, сегодня верлибр и отрицание реализма - это не авангард вовсе, а скучное подражание старым техникам. Этим мы отличаемся от москвичей, которые только и озадачены тем, чтобы придумать чего еще, и тут любая ерунда сгодится. У на в Питере слух тоньше, интеллектуальный багаж потяжелее.

Мы вообще поменялись сейчас с Москвой ролями. В XIX веке Москва была матушкой, оплотом традиции со своими глубокими корнями и приверженностью им, а Питер был поверхностным чиновничьим городом. Сейчас все наоборот. Петербург продолжает классику и создает тонкую литературу, не бросаясь на дешевые псевдоноваторские трюки как Москва, подзабывшая, что все новое - это хорошо забытое старое.

Ирина Дудина

Проект "Петербургский авангард" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.