За бензин заплатим сполна

Нервозная обстановка на городских автозаправках не добавляет петербуржцам оптимизма. Утешаться водителям, пожалуй, можно лишь присказкой из разряда черного юмора: наслаждайтесь сегодняшним днем, ведь завтра лучше не будет точно.


© Фото Надежды Красновой

Нервозная обстановка на городских автозаправках не добавляет петербуржцам оптимизма. Утешаться автолюбителям, пожалуй, можно лишь присказкой из разряда черного юмора: наслаждайтесь сегодняшним днем, ведь завтра лучше не будет точно. В отношении бензина эта формула, похоже, сработает на все сто.

Первый нехороший звонок на городских АЗС прозвучал неделю назад. На заправках «Киришиавтосервиса» внезапно закончилось самое популярное топливо марки Аи-95, перебои возникли и с Аи-92. В СМИ незамедлительно появилась серия алармистских текстов, объясняющих происходящее тем, что на заводе «Киришинефтеоргсинтеза» начались профилактические работы. Которые должны продлиться аж до декабря, что неизбежно введет городской рынок в состояние грогги. Положение в самом деле выглядело не самым оптимистическим образом, ведь «Киришинефтеоргсинтез» — дочернее предприятие «Сургутнефтегаза», одного из ключевых поставщиков топлива на рынок российского Северо-Запада.

Однако уже на следующей день встревоженные медиа были вынуждены дать «задний ход». В компании объяснили неприятности на заправках исключительно проблемами с логистикой (бензин, мол, не смогли вовремя доставить из точки «а» в точку «б»), которые удалось успешно преодолеть; вдобавок, по официальной версии, имеющихся топливных запасов должно вполне хватить для нужд жителей города и области. Версию коммерсантов подкрепил и председатель Нефтяного клуба Петербурга Олег Ашихмин: «Проблемы были действительно чисто технические — вовремя не подвезли топливо. Особых трудностей с бензином Петербург не испытывал, ведь нехватка топлива была на шести процентах городских АЗС». Выходит, счастливое разрешение очередной истории, непомерно раздутой СМИ? Как бы ни так.

«Сейчас на профилактику закрыты или в ближайшее время закроются 6 из 16 крупных нефтеперерабатывающих российских заводов, — утверждает заместитель генерального директора ЗАО «Биржа «Санкт-Петербург» Сергей Леонтьев. — К тому же сейчас в стране снизились объемы производства присадки МБТЭ, необходимой для бензина Аи-95: из пяти специализированных предприятий, где ее делают, на профилактику закрылись три».

Скажем, как раз в эту пятницу, 21 сентября, на ремонт закроется Московский нефтеперерабатывающий завод, чуть позже «выпадут» предприятия в Уфе и Рязани. И хотя в Минэнерго называют ситуацию на топливном рынке стабильной, эксперты полагают, что без последствий для рынка эта совокупность одновременных ремонтов не пройдет. Так, оптовая цена на Аи-95 на бирже Петербурга, по их словам, может вырасти с 38 до 40 тысяч рублей за тонну. Причем «особенно пострадают» при этом независимые топливные компании (а их в городе почти 50% от числа всех АЗС). «Частникам» предстоит либо существенно поднять стоимость бензина (а, значит, отпугнуть от себя покупателей), либо попросту свернуть свой бизнес. Логичным следствием этого как раз и станут очереди на заправках.

Тут самое время сделать смысловую паузу и попытаться разобраться.

Во-первых, на первый взгляд может показаться, что повышение оптовых цен и гипотетическое разорение АЗС между собой как-то совсем не связываются. Скорее наоборот: чем больше денег, тем более довольным будет выглядеть ее частный хозяин.

Однако аналитики рынка уверяют, что дела обстоят именно так. Не секрет ведь, что ответственные федеральные начальники в регулярном режиме общаются с нефтяными генералами и весьма доходчиво просят их не «поднимать ставки». Еще бы: ведь по этому поводу не раз с беспокойством высказывался нынешний президент, а, значит, вопрос цены на бензин перешел в разряд политических. Те пока находят в себе силы согласиться с просьбами — и цены, в самом деле, не повышают. Однако весь вопрос в том, какие: розничные на подведомственных «генералам» заправках и правда остаются неизменными, но вот оптовые (по которым бензин приходится закупать независимым компаниям) вполне себе растут. «Частникам» надо как-то «отбивать» затраты, но сделать это при помощи повышения цен на таком конкурентом рынке — невозможно. «В этой ситуации большинство розничных операторов АЗС, не связанных с вертикально интегрированными нефтяными компаниями, работают на грани рентабельности», — подытоживает Ашихмин.

Стало быть, очередной рост оптовых цен подводит частных игроков на рынке к пределу этой рентабельности и даже, пожалуй, за эту самую границу.

Во-вторых — продолжаем мы недоумевать, — не вполне понятна причина этих самых одновременных ремонтов на НПЗ: неужели их было нельзя банально разнести по времени? Выясняется, что едва ли. Ибо с 1 января следующего года Россия, по инициативе федеральных властей, должна перейти на топливо не ниже третьего экологического класса («евро-3»). А сделать это без модернизации оборудования на заводах — невозможно.

Вдобавок, именно в сентябре правительство предложило бизнесу и еще одно развлечение: рост акцизов на нефтепродукты. Промышленники не скрывают, что произойти оно должно было еще весной, но «из-за политической обстановки рост отложили на осень».

Неблагоприятная политическая ситуация — это, как вы понимаете, главные национальные выборы, перед которыми почти не росло ничего: ни цены, ни тарифы, не коммунальные платежи. Электорат радовался стабильности в кошельке, но почему-то  не задумывался о том, что она — не навсегда. Наступившая осень в самом деле уже расставила по местам и тарифы ЖКХ, и инфляцию, и вот теперь — нефтяные акцизы. А ведь стоимость бензина неизбежно закладывается в ценник любого без исключения товара или услуги.

Так что же будет с ними, с ценами? СМИ предполагают, что литр Аи-92 до конца декабря вырастет до 32-х, а Аи-95 — до 35 рублей за литр. Специалисты с журналистами спорить не берутся.

Владимир Герасимов