Аншлаг в кадре

В Петербурге завершается третий Международный петербургский кинофорум, который объединил под одним названием целую серию фестивалей. Судя по очередям, которые были у городских кинотеатров, организаторы добились поставленных целей.

В Петербурге завершается третий Международный петербургский кинофорум. Он объединил в себе дебютный I Международный петербургский кинофестиваль, юбилейный XX кинофестиваль «Виват, кино России» и XI Открытый Санкт-Петербургский фестиваль фильмов студентов киношкол «Начало». Есть еще, правда, фестиваль документального и экспериментального кино «Послание к человеку», но его организаторы неоднократно подчеркивали обособленность своего мероприятия, которое совпадало с форумом только по срокам.

Не секрет, что в культурной столице с организаторов любого масштабного культурного мероприятия спрос вдвойне. Разброс претензий может быть самым разнообразным: «звезд» не той «яркости» посадили в жюри, фильмы не того уровня привезли, не тому режиссеру, актеру, актрисе дали «ангела», и вообще сколько это все стоит и за чей счет банкет. С последним вроде бы все было ясно. Как и в прошлом году, на организацию фестиваля из городского бюджета выделено 60 млн рублей, кроме этого в мероприятия вложились солидные спонсоры. То есть финансовая планка не опустилась. На сколько вырос качественный уровень?

В то, что новый форум одним прыжком запрыгнет в число фестивалей класса «А», верили не многие. Все-таки это не футбольный клуб, в который можно понакупить дорогостоящих игроков, а затем требовать мгновенного результата. В мире кино без традиций никуда. Сегодня  форум Северной столицы только зарабатывает себе имя, трудится на будущее. Перед организаторами стоит задача сделать так, чтобы звезды сами желали приезжать в город на Неве, хотели премьер своих работ именно здесь, а не где-нибудь еще.

В этом плане можно говорить, что город на правильном пути. Объединение под одной шапкой сразу нескольких фестивалей — логичное решение. С одной стороны соблюдается преемственность, а с другой - рождается новая жизнь. Жалобы из разряда «и что нам теперь разорваться?», т. к. посмотреть все ленты просто физически невозможно, вряд ли стоит воспринимать всерьез. Профицит открывает выбор, побуждает голосовать как ногами, так и рублем, и посещать то, что действительно интересно. Судя по очередям, которые были у касс «Авроры», «Дома кино», «Родины», «Москвы», интересного было много.

Удачным стоит признать и решение перенести форум с лета на осень. Петербург периода белых ночей и так не обделен разного рода опен-эйрами и концертами, а вот коротать дождливый сентябрь в кинозале очень даже приятное занятие.

Вполне логичным выглядело и «назначение» главой фестивального жюри любимца россиян сербского кинорежиссера Эмира Кутурицу, который со своим No Smoking Ochestra еще и отметился общедоступным концертом на Манежной площади. Судейская бригада вообще получилась сильной: это и директор МКФ в Иерусалиме Гилли Мендель, финский режиссер Аку Лоухимие, и немецкий киновед и культуролог Эрика Грегор, и российский кинопродюсер Елена Яцура. Председательствовал фестивалем Василий Лановой.

То, что за фетивалем "Виват, кино России!" следят такие люди, как Светлана Крючкова, Лидия Федосеева-Шукшина, Эльдар Рязанов, Сергей Мигицко, Карен Шехназаров, Светлана Крючкова, Вера Глаголева, Игорь Скляр, Михаил Боярский, говорит о многом. Эти мэтры отечественного кино уже давно всем и все доказали. Курирующий работу «Послания» Алексей Учитель и президент «Начала» Сергей Снежкин также в представлении не нуждаются.

Безусловно, всякий фестиваль есть соревнование. Имеется жюри, в состав которого входят уважемые люди, добившиеся определенных высот в киноотрасли. Имеется и приз зрительских симпатий, завоевать который тоже очень и очень почетно. С другой стороны, состязание это весьма условное, поскольку «мышцой бряцают» все же люди искусства. Звездный проход по красной ковровой дорожке - это не бросок через бедро на татами. Олимпийский девиз «быстрее, выше, сильнее» применим здесь только в последней части. Питерцы в эту неделю шли в кинотеатры именно за «сильными фильмом».

При всем желании к коммерческим нельзя было отнести ни «Большое представление» Гюстава де Керверна и Бенуа Делепина, уже получившее в Каннах специальный приз «Особый взгляд», ни «Славу Блудницы» Михаэль Главоггер, ни «Дурную погоду» Дованни Джиомми, «Я тоже хочу» Алексея Балабанова, «Детей Сараево» Аиды Бегич или «Ведьму войны» Кима Нгуена.

Была на форуме и своя «бомба», фитиль которой, впрочем, так и не был подожжен. Фильм «Клип» сербского режиссера Майи Милош (член жюри фестиваля) так и не был показан на альтернативном «Послании к человеку», поскольку не получил соответствующего послания, дозволяющего прокат от Минкульта. Тот посчитал, что в ленте содержатся слишком откровенные сцены. Впрочем до этого «Клип» был благополучно показан на большом экране Московского кинофестиваля.

Если отталкиваться от классика немецкого кино в том смысле, что «и карлики начинают с малого», можно сказать, что Питер начал. Устраивать бунта анархистов никто не собирается, да оно и к лучшему.

Константин Семернев