Умножение спутников

К 2030 году население Пушкинского района может увеличиться вдвое. Столь стремительный демографический рост при помощи Смольного решились обеспечить коммерсанты, близкие к руководству страны.


© Фото Николая Ульянова

К 2030 году население Пушкинского района Петербурга может увеличиться вдвое. Столь бурный демографический рост при помощи Смольного решились обеспечить коммерсанты, давно знакомые с руководством страны. Однако в проекте нового города «Южный» можно обнаружить немало узких мест.

Сколько потратят?

Для начала — немного географии. Новый город-спутник Петербурга расположится между Киевским шоссе и проектируемой объездной дорогой вокруг Пушкинского аэродрома. С востока от него — Гатчинское шоссе, на юге и западе — граница Петербурга с областью.

За ближайшие 18 лет здесь, на территории площадью 2 тысячи гектаров, планируется построить 4,3 миллиона квадратных метров жилья. Этого должно хватить для расселения 134 тысяч человек (в наши дни это бы составило 2,7% от общего числа городских жителей). Таким образом, население Пушкинского района удвоится — с нынешних 136 до 270 тысяч человек.

Озвученные частные инвестиции в проект — 176 млрд рублей. Помимо жилья и коммерческой инфраструктуры, инвестор за эти деньги обязуется, в частности, «нести ответственность за создание инженерной инфраструктуры, а также улиц и дорог местного значения».

Город, в свою очередь, намерен строить магистральные дороги, объекты транспортной и социальной инфраструктуры. Затраты бюджета официально до сих пор не названы; сообщены лишь подробности о 37 детских садах, 16 школах, двух пожарных депо и одном отделении полиции.

Кто «за»?

В апреле 2011 года «Южный» получил статус городского стратегического проекта. А в феврале 2012-го попал в перечень приоритетных инвестиционных проектов на территории СЗФО, утверждало который российское правительство. Впрочем, присутствие в этих списках — еще не охранная грамота. Ведь, например, злополучный Орловский тоннель значится и в том, и в другом, но на городском уровне был предан анафеме. А вот «Южный» официально получил зеленый свет, о чем свидетельствует подписанное 23 июля соглашение с администрацией Петербурга.

По сути, «Южный» стал первым суперпроектом, за реализацию которого взялась команда Георгия Полтавченко. До сих пор новое городское начальство лишь разбиралась с наследием Валентины Матвиенко, отказываясь от подавляющего большинства ее крупнобюджетных задумок.

Наблюдатели связывают это с тем, что учредителем и основным владельцем компании «Старт Девелопмент» является Захар Смушкин. А он — весьма примечательная фигура в городском бизнесе. Во-первых, давно знаком с Владимир Путиным. Во-вторых, несколько лет был прямым начальником Дмитрия Медведева (нынешний премьер в середине 90-х работал директором корпорации «Илим Палп Интерпрайз» по юридическим вопросам; более того, обладал 20% пакетом акций компании, главой совета директоров которой являлся именно Смушкин).

Нерядовой характер проекта подчеркивает и тот факт, что уже в августе городское правительство инициировало внесение изменений в Генеральный план Петербурга, необходимых для его реализации.

Во-первых, земли, на которых должна развернуться эта стройка века, пока имеют статус сельскохозяйственного назначения, так что строить там нельзя. Комитету по градостроительству и архитектуре поручено разобраться с этой неприятностью до конца года. Но одним только изменением функционального назначения территории власти не ограничатся. «Поправки будут касаться и транспорта, и инженерии, и других аспектов», — подчеркивают в комитете.

Формально, изменение Генплана города — не самый пустяковый вопрос. По закону для этого должны состояться общественные слушания, а Законодательному собранию предстоит принять специальное решение. Но разве сейчас для «заинтересованных лиц» это может стать проблемой?

Кем работать?

Планируемый город расположится в 17 километрах от Кольцевой автодороги. В том, что девелоперы все чаще забираются «в поля», нет ничего удивительного — это куда дешевле. Беда в том, что оттуда жители все равно выезжают на работу в центр, внося свой вклад в городской транспортный коллапс.

Хозяева «Южного» уверяют, что в их случае так не получится. Гендиректор компании-инвестора Андрей Назаров изыскивает три источника для трудоустройства внутри населенного пункта: «Первый — рабочие места, которые будет генерировать сам город. Второй — технопарки, промышленные предприятия, которые уже есть и еще появятся на юге Петербурга. Плюс, крупные предприятия выезжают из центра: надеемся, что часть их сотрудников в качестве места жительства предпочтут Южный».

Однако эксперты рынка недвижимости этим расчетам не доверяют. «Насколько нам известно, в настоящее время темпы развития данной зоны нельзя назвать быстрыми», - говорит директор департамента консалтинга и оценки АРИН Екатерина Марковец,

Дополнительный скепсис к обещаниям застройщика появится, если учесть, что даже усилиями Смольного к работе неподалеку от «Южного» пока не удалось привлечь ни одного крупного работодателя. Известно, что там свою площадку планировал разместить очередной «автосборщик» — итальянский Fiat. Однако переговоры с ним не заладились, и новый раунд консультаций предприятие ведет уже с властями Ленобласти.

Да и вообще, сколько рабочих мест может дать автозавод? На General Motors (крупнейшем по численности из всех автопроизводителей Петербурга) трудится сегодня чуть больше 2 500 человек. В общем, с профессиональной наполненностью нового города ясности пока нет.

Как доехать?

Чуть яснее на сегодня выглядит проблема транспортной доступности нового населенного пункта. Хотя и здесь можно обнаружить несколько узких мест.

Застройщик акцентирует внимание на том, что уже проведена реконструкция Киевского шоссе (по обе стороны от которого расположится «Южный»), а также построена транспортная развязка на территории проекта. Так что за 10 минут можно будет доехать до Кольцевой, а потом до центра города «жители смогут добраться меньше, чем за час, используя личный либо общественный транспорт».
Однако эксперты из «Института городской инфраструктуры» заявляют, что этим надеждам сбыться не суждено: «Сохранение ориентации нового города-спутника «Южный» только на Киевское-Пулковское шоссе приведет к снижению его пропускной способности в несколько раз».

Ученые предлагали, в частности, рассмотреть вопрос создания дублера Киевского шоссе, который позволил бы вывести автотранспорт на Витебский проспект и дальше в центр, минуя Пулковское шоссе. Однако замысел этот для нынешних городских реалий не только слишком масштабный, но и политически неоднозначный (ведь он связан с нахождением компромисса с властями Ленобласти) — а, значит, его реализация маловероятна.  

Кто купит?

Официально сообщается, что на площадку строители планируют выйти в 2014 году, и намерены ежегодно сдавать по 300-400 тысяч квадратных метров. Напомним, что в последнее время темпы жилищного строительства в Петербурге составляют от 2 до 2,5 млн. «квадратов» в год. То есть, если эти надежды сбудутся, цены рухнут вниз, а в городе тем самым наступит, наконец, потребительский рай.

Однако специалисты на сей счет не переживают. «Идея проекта интересна, но найдется ли в одном месте покупатели на 300 тысяч квадратных метров в год?» — сомневаются в компании ЦДС. Еще более скептично настроены в АРИН. «Расположение жилого комплекса весьма сомнительно. Удаленность от сформировавшихся мест приложения труда не позволит держать темпы продаж на высоком уровне. Даже если предположить, что компания сможет продавать по 100 квартир в месяц, то на реализацию потребуется свыше 60 лет», — отмечает Екатерина Марковец.

В общем, рая, похоже, опять не выходит. Но для определенного сегмента покупателей предложение «Южного» может оказаться весьма кстати. Одним словом, своих жителей новый город на границе Петербурга вполне может обрести. Но вот с вопросом о пользе для остальных горожан ясности меньше. Ведь гигантские вложения бюджетных средств на современные окраины помимо прочего означают и то, что эти деньги не дойдут до уже обжитых городских территорий. Эксперты уже несколько лет бьют тревогу: новые крупные проекты с хорошо развитой инфраструктурой неминуемо начнут оттягивать на себя жителей из старых спальных районов (Купчино, Невского, Кировского). И в результате между буржуазным центром и новыми развитыми кварталами вполне могут появиться настоящие гетто.

Марина Елецкая