Posted 5 октября 2012,, 00:18

Published 5 октября 2012,, 00:18

Modified 31 марта, 23:06

Updated 31 марта, 23:06

"Нужны идеи, заражающие всех"

5 октября 2012, 00:18
Появится ли в Петербурге собственный Бродвей, построят ли в "спальных" районах театры, где разместится новый зоопарк и каковы итоги прошедшего Кинофорума? Об этом "Росбалту" рассказал вице-губернатор Петербурга Василий Кичеджи.

И к опыту Москвы нужно присмотреться. В Москве происходит много интересного. Например, Парк Горького из унылого наследия социализма превратился в культовое место отдыха москвичей. В Москве происходит generation shift в театрах; к художественному руководству театров приходят молодые, увлеченные профессией люди. Это - процесс непростой, болезненный для возрастных актеров, но, вероятно, власти Москвы поняли, что другого пути для развития театральной сферы нет.

Что касается опыта развитых стран, то их практика не обрадует наших деятелей культуры, которые привыкли к бесперебойному бюджетному финансированию. Крупные музеи, как и везде, содержатся за счет государства, а вот государственных театров – очень мало. В Европе финансируются, в основном, культурные проекты, поэтому деятели культуры должны постоянно быть в тонусе, предлагать что-то новое, чтобы заинтересовать своими идеями общество, исполнительную власть, политиков, спонсоров.

- Какие позиции в культуре Петербурга, по-вашему, являются предметом гордости, а какие — напротив - требуют доработки? Что нуждается в реформировании?

- Мне нравится, что в Петербурге много разных музеев. Конечно, такие сокровищницы как Эрмитаж и Русский музей традиционно привлекают любителей прекрасного со всего мира. Но и городские музеи находятся в поиске, думают, чем привлечь посетителей. Мемориальные музеи-квартиры – это наши жемчужины, например, музей Ахматовой, музей Достоевского. Позиция, которая вызывает гордость, – это наше дополнительное образование для детей – музыкальные и художественные школы. Оплата этого образования для родителей остается на приемлемом уровне, а качество программ – очень высокое. В школах искусств работают настоящие энтузиасты своего дела. Что касается театральной жизни, то я не буду оригинальным: из наших городских театров отмечу Михайловский, Театр на Фонтанке, Театр музкомедии. Там сильные руководители, и как следствие, сильные творческие коллективы, интересный, обновляющийся репертуар. Что касается проблемных моментов, то их очень много. Я уже неоднократно высказывался на эту тему: привлечение молодежи в сферу культуры, повышение оплаты труда творческих работников, переход на контрактую систему. Главная проблема – нужны идеи, яркие, заражающие всех. Когда люди приносят действительно идею, то невозможно от нее отмахнуться, наоборот, хочется содействовать реализации такого проекта.

- На маленькие, частные театры обращается не так много внимания. Какие перспективы есть у них? Как им выживать в условиях конкуренции и может ли помочь в этом Смольный?

- Я бы не сказал, что на частные театры не обращается внимания. Ежегодно из бюджета города выделяется 15 миллионов на поддержку негосударственных театров. Если театр доказывает своим существованием: репертуаром, премьерами, гастролями, хорошей прессой, что это - не стихийно собравшаяся группа людей, даже с самыми благородными целями, а коллектив, нацеленный на успех, имеющий долгосрочную программу, то такой театр может получить со временем статус государственного. Так произошло с театром «Мастерская» Григория Козлова. С этого года частный театр стал государственным, получил свое помещение, успешно работает. Для всех, кто находится «на рынке», - для негосударственных театров, свободных творческих групп, свободных художников существует система субсидий – грантов. Яркие идеи находят поддержку экспертного совета Комитета по культуре.

- Нет ли идеи создания в Петербурге своего Бродвея, где рядом могли бы работать разные театры?

- Как вы знаете, сейчас разрабатывается концепция развития исторического центра Санкт-Петербурга, обсуждается превращение знаковых улиц и целых зон в пешеходные. Очевидно, что эти пешеходные зоны будут интересны петербуржцам и гостям города, если в них будет жизнь. Конечно, там нужны и магазины, и кафе, но полагаю, что главенствующая роль будет отведена культуре. Без театров, галерей, музеев эти пространства будут бездуховными, бессодержательными. Не знаю, нужен ли нам Бродвей с его знаменитыми мюзиклами, пусть это останется знаковым местом Нью-Йорка. Но то, что Петербург имеет потенциал и необходимость создавать новые культурные пространства, у меня сомнений нет.

- Все крупные культурные проекты сконцентрированы в центре Северной столицы. Как быть жителям «спальных» районов? Будут ли там создаваться театры, музеи, концертные залы?

- В Комитете по культуре разработана программа «Культура рядом». Она как раз рассчитана на жителей «спальных» районов. Я бы выделил в этой программе стремление повысить роль районных библиотек: именно они должны стать оазисами культуры в «спальных» районах. Как в любом деле, многое здесь зависит от роли руководителя. Если директор не дремлет, ловит новые тенденции, сам занимает активную жизненную позицию, в такой библиотеке проходят и встречи с писателями, и общественные обсуждения, и выступления творческих людей. В то же время я не являюсь горячим сторонником создания театров в «спальных» районах. Если они возникают сами, остановятся культурным феноменом, таким коллективам мы будем помогать, но создавать новые театры в таких районах искусственно, сверху, на мой взгляд, не имеет смысла. Поход в театр для большинства людей – это праздник, выход в свет. Мне кажется, что для людей, живущих далеко от культурных институтов, поход в театр – повод нарядно одеться, выехать в центр Петербурга, насладиться красотой архитектурных ансамблей. Я постоянно сталкиваюсь с тем, что петербуржцы – истинные патриоты своего города. И люди, которые живут в так называемых «спальных» районах, даже в пригородах, гордятся тем, что их судьба связана с Петербургом, поэтому они должны почаще выбираться в центр города, который им принадлежит, обязательно вывозить детей. А мы должны создавать поводы, чтобы петербуржцам захотелось приехать в исторический центр: создавать интересные праздничные программы, уличные представления, культурные акции.

- Недавно вице-губернатор Сергей Вязалов объявил, что на следующий год не запланированы средства на проектирование и строительство зоопарка в Юнтолово. Вы выступали с критикой проекта строительства зоопарка в этом месте. Как вы оцениваете решение правительства?

- «Подвергай все сомнению», - этот лозунг древних мне близок. Я не могу все принимать на веру, я должен убедиться сам, что все сделано правильно, тогда я становлюсь горячим участником процесса. В вопросе строительства зоопарка я не мог игнорировать мнения специалистов-зоологов о том, что Юнтолово - не самое удачное место для размещения зоопарка. Вы их контраргументы знаете: Юнтолово – это заболоченная местность, требующая рекультивации, это место отдыха перелетных птиц, да и близость скоростного диаметра неполезна животным и т.д. Но все же не эти доводы гуманитарного порядка, а именно добросовестный финансовый расчет определил решение правительства Санкт-Петербурга: проект получается крайне затратным. Поскольку его содержание, если он будет построен согласно проекту, ляжет на плечи Комитета по культуре, то я опасаюсь, что львиная доля бюджета комитета пойдет на то, чтобы охранять, убирать и держать в рабочем состоянии этот огромный парк, со всеми островами, мостами, бассейнами, тропическими и полярными зонами… В этом случае меньше средств будет отдано на поддержку свободного творчества.

- Вы являетесь едва ли не самым публичным членом команды Георгия Полтавченко. Нам, журналистам, это нравится. Но известно, что есть недовольные тем, что вы «пиаритесь».

- Сейчас много говорят о проблеме открытости власти. Мы, в правительстве Петербурга, реагируем на вызовы Кремля – готовим медиа-планы, программы по информированию населения. Я понимаю требование сделать работу власти открытой, прозрачной, известной людям - буквально. Я прекрасно понимаю, что нормальный, работающий человек не имеет возможности читать нормативные документы - он пользуется услугами средств массовой информации. СМИ перерабатывают множество различных источников информации и выдают зрителям, читателям информацию в понятном, удобном для них формате. Безусловно, и журналистов, и потребителей информации интересует мнение участников и инициаторов процессов, которые волнуют общество. Я считаю, что я просто обязан доводить официальную точку зрения властей до людей. Мой мобильный телефон, действительно, знают все главные редакторы СМИ, многие журналисты. Правда, люди в культурной столице, в основном, культурные; разумеется, мне напрямую звонят нечасто, и, как правило, просят короткий, острый комментарий по актуальному вопросу. Я всегда так работал, в Москве, например. Это и привычка, и свойство характера: я общительный человек, мне интересны люди, идеи. Иногда я забрасываю идеи, даже не до конца проработанные, и считываю реакцию. Вот недавно ко мне приходили наши уважаемые депутаты по вопросу создания Археологического музея. Мы дали информацию об этом. Не хочу их обидеть – я ведь тоже один не решаю, что нужно городу, а что нет, - про этот музей никаких вопросов ни от журналистов, ни от общества не поступает. А про музей науки и техники вопросы задают каждую неделю.

Беседовала Наталия Буш