Posted 5 октября 2012,, 06:26

Published 5 октября 2012,, 06:26

Modified 31 марта, 23:06

Updated 31 марта, 23:06

Сносят и сносить будут

5 октября 2012, 06:26
В Петербурге началась ликвидация очередного гаражного массива. Для города это лишь одно из звеньев процесса избавления от наследия советской эпохи, а для автовладельцев - настоящая трагедия.

В Петербурге началась ликвидация очередного гаражного массива. Для города это лишь одно из звеньев процесса избавления от наследия советской эпохи.

Дома на скотомогильнике

Очередной этап эпической для Петербурга «битвы с гаражами» приключился в Невском районе — в квартале, ограниченном улицами Коллонтай и Еремеева, Дальневосточным проспектом и проектным продолжением Союзного проспекта. Здесь под снос пошли 3 тысяч гаражей. Гаражники Невского района стали жертвой комплексного освоения территории площадью 40 гектаров, на которой, помимо их владений, расположены бывший золоотвал ТЭЦ-2 (представляющий из себя холм внушительных размеров) и скотомогильник. В восточной части этого квартала уже строится жилой комплекс.

Разумеется, без шумного обсуждения этой темы в СМИ не обошлось, свое слово сказали и оппозиционные депутаты Законодательного собрания. Правда, на сей раз Смольный — видимо, наученный горьким опытом предыдущих гаражных скандалов — сыграл на опережение. В Интернете под эгидой городского комитета по строительству даже открыли специальный портал, объясняющий происходящее как самим гаражникам, так и остальному обществу. Из него, в частности, выяснилось, что почти три тысячи автовладельцев страдают не ради появления очередного гипермаркета или скоростной дороги (как их многие коллеги по несчастью), а ради семей чуть более двух тысяч городских очередников. Именно для них на этой земле планируется возвести 8 домов (с 2 064 квартирами), 2 школы и 2 детских сада. Противопоставив гаражников очередникам, власть явно выиграла этот — стратегически важный — этап схватки.

Окончательно стало понятно, что гаражам не выжить, год назад. Тогда подвели итоги конкурса на рекультивацию и инженерную подготовку территории (согласно отчетам, весьма затратная работа — стоимостью 2,4 миллиарда рублей). Подрядчик, по плану, должен завершить процесс в конце 2013 года. А извещения о необходимости освободить гаражи от личного имущества владельцы боксов получили в июле. Был поставлен срок 27 августа, потом его перенесли на 10-е, затем — на 20 сентября. «В случае невыполнения требований, будет осуществлено принудительное освобождение территории от любого движимого и недвижимого имущества, включая гаражи-боксы», — сообщается в уведомлении за подписью председателя городского комитета по строительству Вячеслава Семененко.

Историей по гаражу

Владельцам боксов сообщили, что они получат компенсацию, так как другой механизм «защиты имущественных прав» (а именно «предоставление земельного участка для строительства многоярусных гаражей») в их случае невозможен.
Казалось бы, всем хорошо. Ведь земля изымается для государственных нужд, и в новые квартиры через пару лет въедут счастливые очередники, а сами гаражники гарантированно получат деньги. Однако в случае с Дальневосточным, как и во многих аналогичных ситуациях (например, со строительством ЗСД), граждане и власти расходятся в главном — в цене.

По информации департамента оценки ГУИОН, средний размер компенсации за типовой бокс составляет 30-35 тысяч рублей. Металлические гаражи 70-х годов постройки тянут не больше, чем на 16 тысяч рублей, кирпичные «дороже» — до 60 тысяч рублей. А гаражники с Дальневосточного приводят цифру в десятки раз выше: порядка 388 тысяч рублей за каждый.

Вся разница в методике оценки. Город рассчитывает стоимость собственно «коробки» с учетом износа. Члены гаражных кооперативов настаивают на учете их затрат на проведение целого комплекса работ: по осушению участков, проведению дорог, электричества и прочего осуществленного благоустройства. С учетом всех этих трат, отправной точкой за гараж на открытом рынке они полагают 200, а то и 300 тысяч рублей. Позиция же властей проста: никаких «улучшений» никто гаражникам не заказывал, следовательно, и платить город не должен. Тем более, что земля передавалась под автомобильные массивы в краткосрочную аренду, поэтому «осваиваться на века» там было незачем.

На самом деле, этим людям можно лишь посочувствовать. Земля под гаражами в самом деле городская, и никаких прав на нее они не имеют. Однако большинство кооперативов формировалось еще в советскую эпоху, и о таких частностях в то время не думали не только сами люди, но и начальники. А кто — и кому — должен компенсировать смену исторических формаций, это вопрос, остающийся открытым пару последних десятилетий.

В данном случае ПИБ Невского района проводит общую инвентаризацию земельных участков (на которых расположены гаражи) для их учета и технического описания. Именно на основе этих сведений будут рассчитываться суммы компенсаций. Заявления на получение денег от владельцев гаражей принимают с начала сентября. И, кстати, это неплохая новость. Дело в том, что, пусть и «несправедливая компенсация» от государства, это зачастую гораздо лучше, чем опыт взаимодействия с частными застройщиками. Нет, по закону они, разумеется, тоже должны компенсировать гаражникам изъятие земли — однако на практике чаще всего банально игнорировали это требование законодательства (регулярнее всего такие скандалы случались в активно застраиваемом Приморском районе).

Остроту этой проблемы подчеркивает специальный законопроект, уже прошедший первое чтение в ЗакСе. Документ предусматривает выплаты из бюджета всем владельцам гаражей, чьи боксы были снесены после ноября 2008 года. Впрочем, предусмотренный им средний размер выплат — 40-60 тысяч рублей. Следовательно, конфликты городских властей с гаражниками будут продолжаться даже и после его принятия.

Битва с плоскостью

Равно как и снос самих гаражей. Если взглянуть на карту города, можно обнаружить немало потенциальных «горячих точек».
Тем более, что свою политическую позицию относительно этой проблемы городские чиновники высказывали неоднократно. «Идеология градостроительного развития Петербурга предусматривает избавление от плоскостных гаражей и строительство высотных паркингов и открытых автостоянок», — решительно отмечала тогда еще заместитель председателя КУГИ Мария Смирнова в ходе публичных слушаний по гаражной проблеме. Сегодня она — председатель комитета.

До недавнего времени гаражи в Петербурге занимали почти 1 тысячу гектаров, большая часть этой площади была отведена под т.н. плоскостные КАС — коллективные автомобильные стоянки. В 2005 году (в связи с принятием нового генерального плана города) был пересмотрен взгляд и на КАС. Официально был взят курс на снос 25% гаражей «для освобождения территории под строительство» (согласно общепринятой версии, ликвидация остальных не имеет коммерческой перспективы, так как они расположены на землях, не пригодных для капитального строительства — в буферных зонах железных дорог, промпредприятий или под ЛЭП).

Так что с 2006 года договоры аренды гаражников не продляются (по данным комитета по земельным ресурсам, в Петербурге есть кооперативы, у которых срок аренды 49 лет, но таких единицы). Еще более «легкая добыча» — массивы, у которых даже этих краткосрочных договоров нет (сроки аренды давно истекли). А таких случаев, наоборот, — немало.

Так что в КУГИ подчеркивают, что действуют в рамках закона. А в активе гаражников нет выигранных судебных процессов. Не смену же эпох отдавать фемиде?

Марина Елецкая