Петербург - все новости
12 октября 2012, 15:14

Эксперт: Цензура не должна распространяться на детские книги

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 12 октября. Проблема детского чтения не в том, что школьники не хотят читать, а в том, что не умеют понимать текст. Об этом во время круглого стола "Привычка к чтению не дана" в ИА "Росбалт", прошедшего в рамках проекта "Школьные хроники XXI века", заявил заведующий кафедрой литературы и детского чтения СПбГУКИ Валентин Головин.

По словам эксперта, самое серьезное социологическое изучение читателя России проводилось в начале 1970-х годов, а после этого были лишь поверхностные исследования.

"Опросы проводил и наш вуз. Мы получили, казалось бы, парадоксальные итоги: все говорят, что дети не читают. Во-первых, они читают. А во-вторых, не то что мы думаем", - говорит Головин.

Он считает, что проблема на самом деле в том, что взрослые отошли от чтения детей и не понимают, какие книжки на самом деле необходимы и полезны детям.

Эксперт привел в пример недавно вышедшую шведскую книжку о том, как дети хоронят тараканов. "В Швеции она была воспринята совершенно нормально и очень нравилась детям. Это совершенно естественно! У нас же поднялась буря: власти заговорили о том, зачем учить детей смерти и прочее", - объясняет  Головин.

Другой пример - "Гарри Поттер", которого критиковали в Госдуме. "Однако, наверняка, практически никто из самих депутатов эту книжку не читал. Прошло время - нынешние школьники в России "Гарри Поттера" читают редко, однако он получил невероятную популярность в Кадетских корпусах в России. С появлением нового закона "18+" вопрос цензуры стал еще острее", - считает эксперт. 

"Цензуры не должно быть никакой - ни идеологической, ни политической, ни педагогической - последняя самая страшная, - убежден он. - Всегда были так называемые "плохие стихи", которые писали гениальные поэты. Кстати, "Сказка о Золотом Петушке" Александра Пушкина - это абсолютно эротическое произведение. Это знают исследователи Пушкина еще с XIX века - и ничего!".

Другая проблема, по мнению Головина, заключается в том, что у детей падает уровень литературной образованности, уровень понимания текста. "Строчку "Бразды пушистые взрывая..." современные ученики воспринимают очень своеобразно. Это, может быть, даже большая проблема, чем проблема детского чтения. Важно учить школьников толкованию текста", - подчеркивает эксперт.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.