Транспортное зверство

В Петербурге уже несколько недель обсуждается инициатива Смольного о введении платной парковки в центре города. «Росбалт» узнал, как «стояночный» вопрос решается в крупнейших городах мира.


© Фото Алексея Краснова

В Петербурге уже несколько недель обсуждается инициатива Смольного о введении платной парковки в центре города (о сути инициативы и проблемах, с ней связанных, читайте здесь). «Росбалт» узнал, как «стояночный» вопрос решается в крупнейших городах мира.

Вольготный август

Как ни странно, самым дорогим в Европе с точки зрения парковки считается Амстердам. Город поделен на семь зон. Цена в центральной части — 5 евро (200 рублей в час), на окраинах — в несколько раз дешевле (1,1 евро). Плата не взимается с полуночи до 9:00, а также в воскресенье; последняя привилегия, правда, не относится к зоне в самом центре города. Тем, кто живет в центре и имеет авто, тоже приходится не сладко. С одной стороны, местные жители имеют право получить специальное (так называемое резидентское) разрешение, которое стоит порядка 150 евро (6 тысяч рублей) за год. Штрафы за неправильную парковку внушительные – больше 50 евро (2 тысяч рублей). Разорительнее всего занять место инвалида – штраф 150 евро (6 тысяч). Немудрено, что в Амстердаме большим спросом пользуется система перехватывающих парковок на окраинах города.

В Париже расценки на парковку ниже, хотя и их назвать доступными нельзя. Тарифы также разнятся в зависимости зоны — их в городе выделено три. Расценки колеблются от 1,2 до 3,6 евро в час. Надо учитывать и ограничение по длительности «постоя» — не дольше 2 часов подряд. Бесплатная парковка — с 19:00 до 9:00, а также в воскресенье. Единственное исключение из этого правила: август, когда парковаться можно бесплатно (это ведь период массовых отпусков). Штраф — 17 евро (порядка 700 рублей).  Его размер подняли год назад, прошлый продержался 25 лет.

В испанской Барселоне, весьма популярной у русских туристов, парковочные цены тоже кусаются. Максимальное время ожидания — 2 часа. Стоимость — 3 евро в час. Впрочем, есть и характерная южная особенность: в середине дня (с 14.00 до 16.00) — бесплатно.

Отсеченный центр

Наиболее близкой по стоимости к тому, что предлагается внедрить в Петербурге, является парковка в Праге. Город поделен на парковочные зоны. В зоне с временем стоянки, равным двум часам, тариф — 40 крон (64 рубля) в час. Бесплатной такая парковка становится с 18:00 до 8:00. Во второй зоне автомобилям позволено непрерывно находиться 6 часов. Цена меньше, но незначительно — 30 крон (48 руб).

В центре Лондона стоимость парковки доходит до 5 фунтов (250 рублей) в час. Максимальное время — 2 часа подряд. На некоторых участках нельзя даже останавливаться, чтобы высадить пассажира. Штраф за нарушение правил — 40-100 фунтов (то есть от 2 до 5 тысяч рублей). Кроме того, придется доплатить за то, чтобы вызволить машину со штрафстоянки (45-60 фунтов). 10 лет назад власти Лондона пошли и на радикальную меру: ввели плату за въезд в центр. Начали с 5 фунтов, сейчас тариф в 2 раза больше — 10 фунтов (500 рублей). Он действует с 7:00 до 18:30. Бесплатно можно въехать в выходные и праздничные дни, а также в период между Рождеством и Новым годом. При этом, что характерно, плата за въезд не освобождает от почасового тарифа. В лондонской мэрии полагают, что новация доказала свою эффективность: количество частных авто на городских улицах сократилось до самого низкого с 1988 года уровня, при том, что за пределами столицы число автовладельцев растет. В 2009 году, по официальной статистике, у 40% лондонцев не было своих машин.

Мало резона иметь свой автомобиль и у жителей Манхеттена — сердца Нью-Йорка, а у всех остальных — туда въезжать. Самая высокая стоимость парковки — от 96-й улицы и ниже — 3 доллара в час. В других районах 1-1,5 доллара. Казалось бы, немного, но найти даже такое место — проблема. В городе большое количество зон, где запрещена любая остановка — нельзя даже высадить пассажиров. А система надзора работает так хорошо, что это доводит американцев до белого каления. Рассказывают, что горожане в сердцах отсылали бланки штрафов с приписками вроде «я надеюсь, что вы подавитесь» или «в фонд ограбления на дорогах», за что получали очередной штраф уже за высказывание своего мнения в такой форме.  При этом формально въезд в город платным не является. Но деньги с водителей взимают за проезд по части тоннелей и мостов, соединяющих Нью-Йорк с «большой землей». То есть, по факту, финансовое ограничение движения все-таки существует.

Стремятся ограничить въезд в центр и в греческих Афинах. Там действует система въезда по принципу «чет-нечет»: если номер машины заканчивается на четное число, владелец может передвигаться по центру только в четные числа, и наоборот. Общее время стоянки ограничивается тремя часами. Первые 2 часа каждые 30 минут стоят по 0,5 евро, 6 евро стоят 3 часа. Штрафы от 20 до 80 евро.

По пути на Восток

В Милане платный въезд в центр прижился только «под соусом» борьбы за экологию. Сбор (5 евро) был введен под флагом минимизации вредных выбросов. Но гораздо оживленнее российские туристы, ездившие в Италию, обсуждают не Милан, а другие города. Бывалые путешественники настоятельно советуют внимательно смотреть на коварную надпись Zona traffico limitato (ZTL). В эту зону проезд разрешен только жителям центра и поставщикам товаров. В виде исключения могут проехать и туристы, но только если рядом находится отель, где они поселились. Однако далеко не всегда это гарантия — в некоторых городах есть лимит на количество проезжающих в зону машин. Штрафы за парковку в неположенном месте начинаются от 30 евро (1200 рублей). В Риме зона ZTL занимает весь центр. И ограничения действуют круглосуточно, а не только в течение дня.  

А власти некоторых азиатских мегаполисов дошли уж совсем до транспортного зверства — естественно, с точки зрения рядового российского обывателя. В Пекине и Токио при покупке машины нужно обязательно представить справку о том, что у вас есть место для парковки. А в Пекине вдобавок к этому действуют еще и квоты на регистрацию новых автомобилей.

Объем кошелька

Если инициатива Смольного по введению платной парковки реализуется на западный манер - весь центр станет платным, - петербуржцы окажутся в более затруднительном положении по сравнению с европейцами. Ведь, по официальной статистике, средний доход горожанина сегодня - 32 тысячи рублей в месяц, или 200 рублей (5 евро) в час при 40-часовой рабочей неделе. Брать за парковку пока планируют 50 рублей в час. Так что потери для кошелька составят четвертую часть заработка.

В тех европейских странах, которые мы относим к благополучным, стоимость парковки выше, чем предполагается ввести в Петербурге, но и средняя зарплата больше. Согласно данным агентства Eurostat, средняя часовая оплата в Нидерландах - 31,1 евро. То есть один час парковки в самой дорогой зоне Амстердама (равный 5 евро), это 1/6 заработка. Во Франции парковка обходится дешевле – всего 1/10 (средняя зарплата - 34,2 евро в час, час парковки в самой дорогой зоне Парижа - 3,6 евро). В Чехии зарабатывают меньше других европейцев, но все равно вдвое больше петербуржцев - 10,5 евро в час, а парковка обходится в ту же цену, которую хотят назначить городские власти (порядка 50-65 рублей в час).

Из обратных примеров – жители Лондона. Их зарплата в час в пересчете на евро - 20,1, а плата на въезд в центр - 12,5 евро. По статистике лондонцы зарабатывают больше остальных британцев - порядка 41 евро в час. Но все равно за парковку в исторических кварталах им приходится отдавать 1/3 часового заработка.

Если проект платных парковок заработает у нас в усеченном виде (допустим, платной будет только стоянка на некоторых улицах), автовладельцам придется решать, готовы ли они жертвовать своим временем, простаивая в пробках. Или все же пересесть на общественный транспорт?

Все в трамвай!

Опираясь на западный опыт в введении платных парковок, городским властям (идеальный вариант) придется предложить что-то взамен. Как это пришлось сделать шведам. «Для успеха эксперимента и сглаживания социальных конфликтов администрация города увеличила примерно на 10% количество автобусов на городских маршрутах, - поясняет директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики  Михаил Блинкин. – Одновременно увеличили частоту движение на пригородных железнодорожных линиях и в метро. Но первое время жители бурно негодовали, и даже прошли несколько демонстраций протеста».

Результат тем не менее был на лицо - траффик сократился на 20%. Но это стало возможным в том числе и благодаря развитой системе перехватывающих парковок. В Петербурге их сейчас всего девять, а общее количество мест, по информации ГУП «Городской центр автостоянок и гаражей», едва перевалило за тысячу (1 260).

Перспектива поездок на общественном транспорте тоже не очень нравится горожам. Петербуржцы старшего возраста недолюбливают общественный транспорт еще с советских времен. Что и понятно, ведь многие помнят его обшарпанным, холодным, появляющимся на остановке «раз в час» и поэтому всегда забитым под завязку. Надо признать, что за последние годы парк общественного транспорта в Северной столице обновился. Только даже и новые троллейбусы с автобусами все равно являются участникам не движения, а стояния - в пробках вместе с легковыми машинами. Да и отменяют-заменяют маршруты с завидной периодичностью, так что идя на автобусную остановку, никогда не угадаешь, когда прибудешь на место.

В общем, как говаривал экс-губернатор Петербурга Владимир Яковлев, «впереди большая работа». Но для этого неплохо бы уже определиться с окончательным решением парковочного вопроса: идти по пути Европы или оставлять все как есть. Ведь «само не рассосется» – каждый месяц на улицы города выезжает почти 20 тысяч новых машин.

Марина Елецкая