Posted 26 октября 2012,, 11:00

Published 26 октября 2012,, 11:00

Modified 30 января, 12:16

Updated 30 января, 12:16

Нет у революции начала

26 октября 2012, 11:00
Россияне начинают проявлять сочувствие к протесту, хотя сами и не готовы принимать в нем участие. Эту мысль подтверждают и петербургские эксперты: основная масса жителей страны хочет перемен, но не готова проявлять личную активность в этом направлении.

​Нечто подобное в России проявляется уже сейчас, хотя совсем спонтанными протесты прошлой зимы назвать нельзя. Парадоксально, но смягчение позиций и попытка демократизации для власти в этом случае губительны. Как, например, для Николая I введение в стране парламентаризма - первая же Дума сразу же принялась критиковать царское правительство. Обратили бы депутаты свой взор и на царя, но подвергать сомнению его действия было нельзя по закону. Впрочем, даже это не спасло - критика министров парламентом во многом и подорвала авторитет императорской власти. Так и сейчас, считает Столяров, победа оппозиции на современных думских выборах сыграет против власти - дорвавшись до парламентской трибуны, оппозиционеры первым делом начнут создавать различные комиссии для выяснения "кто пилил?" и "как пилил?". Последствия очевидны.

"Я бы осторожно относился к словам, что власть не хочет реформ, - полимизирует со Столяровым доктор исторических наук, профессор Европейского университета Борис Колоницкий. - Это утверждение предполагает, что власть - это единое целое с единой волей. Но мы знаем, что власть очень сложна и противоречива".

По мнению историка, существуют ситуации, когда реформы наоборот могут предотвратить революцию, а не спровоцируют ее. Хотя какой политический институт сейчас мог бы стать источником таких реформ - непонятно. Власть полностью выстроена под одного человека. А его действия у значительной части населения страны вызывают неприятие. Пусть даже эти действия будут направлены на позитивные изменения в России. Старший научный сотрудник Социологического института РАН Мария Мацкевич цитицрует по этому поводу Сергея Довлатова: "В разговоре с женщиной есть один болезненный момент. Ты приводишь факты, аргументы. Ты взываешь к логике и здравому смыслу. И неожиданно обнаруживаешь, что ей противен сам звук твоего голоса". Во многом этим, по ее мнению, сейчас можно объяснить нелюбовь людей к чиновникам, в том числе, и к первому лицу страны. Но это отнюдь не означает, что на следующих выборах эти же люди будут голосовать против Путина и его окружения. Все же в обществе давлеет страх перед переменами.

"Прошлой зимой во время массовых митингов, когда в обществе существовало ощущение неизбежности каких-то перемен, у всех, кто имел доступ к публичным площадкам, главным лейтмотивом выступлений было - только не революция", - напоминает Мицкевич.