Posted 13 ноября 2012,, 18:45

Published 13 ноября 2012,, 18:45

Modified 31 марта, 22:30

Updated 31 марта, 22:30

В Усть-Луге не хотят «Новой жизни»?

13 ноября 2012, 18:45
Противостояние между Центром реабилитации наркозависимых «Новая жизнь» в Усть-Луге и силовиками может перерасти из «актов устрашения» в уголовное дело. Прокуратура говорит о многочисленных нарушениях, а сотрудники «Новой жизни» - о заказе и подлоге.

Противостояние между Центром реабилитации наркозависимых «Новая жизнь» в Усть-Луге и силовиками может перерасти из «актов устрашения» в уголовное дело. Прокуратура говорит о многочисленных нарушениях, а сотрудники «Новой жизни» - о заказе и подлоге.

Тотальная проверка представителей едва ли не всех силовых силовых структур — прокуратуры, ФСБ, Роспотребнадзора, ФСКН и даже кинологов с собаками — Центра реабилитации наркозависимых АНО «Новая жизнь» в Кингисеппском районе Ленинградской области, которую некоторые эксперты уже назвали «актом устрашения», приобретает все новые оттенки. Сегодня представители надзорных органов говорят о многочисленных нарушениях всех возможных законодательных актов: от правил разделки курицы на кухнях «Новой жизни» и нарушений реабилитантами пограничного режима - до неисполнения трудового законодательства. При этом прокуроры категорически отрицают чей-либо «заказ сверху». Представители же реабилитационного центра пытаются доказать, что речь идет о грубом «наезде» на их организацию, вызванным дележом власти на «золотых» землях Усть-Луги, где в перспективе должен вырасти мега-порт с соответствующими неограниченными возможностями. Поэтому «наркоманский центр» на потенциально бесценной территории, да еще с весьма активными и неудобными руководителями, сейчас там совсем некстати.

Между тем руководители прокуратуры Ленинградской области решили ответить на многочисленные вопросы журналистов после широкого резонанса проведенных в «Новой жизни» 9 ноября обысков, причем заметили, что искренне не понимают, чем вызван такой мощный резонанс.

По словам заместителя прокурора Ленобласти Сергея Есипова, явившиеся в «Новую жизнь» представители надзорных органов были разделены на две группы, которые, соответственно, одновременно начали проверку на обеих площадках «Новой жизни» - в поселках Преображенка и Котлы.

И.о. старшего помощника прокуратуры Ленобласти Марина Козырева, курирующая Котлы, заявила, что из 97 реабилитантов удалось опросить 31 человека, дальше процесс не пошел, потому что «были попытки воздействия на членов рабочей группы и воспрепятствования их деятельности». По словам Козыревой, волонтеры и сотрудники центра ходили за прокурорскими работниками «по пятам, требовали предъявить документы и они ни на секунду не могли остаться с реабилитантами наедине». Тем не менее группе Козыревой удалось выяснить, что рабочий день бывших наркоманов и алкоголиков продолжается по 12-16 часов с одним выходным днем и без праздников; все передвижения на территории осуществляются под контролем сотрудников; общение с родственниками максимально ограничено, особенно первые полгода пребывания; регулярно устраиваются общие собрания, носящие в том числе религиозную тематику, причем на собраниях бывают пастыри из Европы и США. Зарплату на руки реабилитантам не выдают, медицинская помощь оказывается вне территории и опять же под присмотром.

Аналогичную картину обнаружили члены второй группы, побывавшие в Преображенке. Там областную прокуратуру представлял Борис Прохоров, прокурор отдела по надзору за соблюдением прав и свобод граждан Управления по надзору за соблюдением федерального законодательства.

Так, по словам Прохорова, истории болезни бывших наркоманов не оформляются, поэтому нельзя определить степень наркотической или алкогольной зависимости граждан. Из документов, характеризующих методики оздоровления, был предоставлен только рекламный буклет. При этом все попадающие в центр подписывают договор о том, что их пребывание в центре добровольно и они соглашаются с его условиями.

«В центре фактически дедовщина. Со стороны персонала мы тоже ощущали противодействие. Сотрудники центра говорили подопечным о возможности отказа от дачи показаний, не давали возможности для доверительного общения. Но нам все-таки это удалось, - сказал Прохоров. - Так, выяснилось, что наркозависимые не осознают, в чем заключается реабилитация в его конкретном случае. Было видно, что люди не видят своей дальнейшей судьбы. Закрытость организации и неопределенность методик реабилитации — вот в чем серьезная проблема... Через «Новую жизнь» прошли около 7 тысяч человек. Но куда эти люди вышли? Есть риск асоциализации этих людей».

Прохоров также заинтересовался судьбой умерших реабилитантов и обещал выяснить причины их смертей.

44 пункта нарушений насчитали представители областного Роспотребнадзора. Это и нарушения поточности приготовления блюд, и маленький метраж спален, и разделка на одном столе сырой и вареной курицы. «Чрезвычайно антисанитарное состояние», - заметили представители ведомства.

Немало претензий оказалось и у инспекторов по защите труда. Они заявили, что на принуждение к труду никто из наркозависимых и алкоголиков не жаловался, но вот аттестации рабочих мест нет, тетради не прошнурованы, зарплаты ниже МРОТ, права и обязанности работающих неясны...

«Создается впечатление, что подавляется воля реабилитантов, чтобы они не стремились отсюда выйти. Они все говорят, что они — бывшие наркоманы, и никуда отсюда не хотят уходить, что это — их дом», - заявили инспекторы по охране труда.

Самым скупым на комментарии оказался врач психиатр-нарколог Александр Копган. Он заметил лишь, что в «Новой жизни» не видел острой психиатрической патологии или людей, нуждающихся в наркологической помощи.

Во время перечисления всех этих фактов журналисты недоумевали, неужели нарушения столь серьезны, что требуют такой массированной силовой атаки в 6 утра с привлечением кинологов с собаками и сотрудников ФСБ? И пытались найти взаимосвязь между жалобой в прокуратуру и руководителями «Новой жизни», наивно задавая вопросы прокурорам о вероятном заказе «сверху», или же связи с аналогичными проверками в центре Ройзмана в Екатеринбурге, или какой-то секте, или даже попытках руководства будущего Усть-Лужского порта «подмять» немалые земли «Новой жизни», отданные ей в бессрочную аренду несколько лет назад... На самом же деле все оказалось довольно просто. По крайней мере, на первый взгляд.

«Проверка обеих площадок АНО «Новая жизнь» вызвана жалобой жителей поселка Усть-Луга и не имеет никакой тайной подоплеки, поэтому домыслы о заказе неправомерны и непонятны. Параллели с Екатеринбургом также неуместны. По поводу «золотоносности» земли мне тоже ничего неизвестно», - примерно так отбил журналистские атаки Есипов. Насчет бесцеремонности атаки зампрокурора заметил: «Никакой силовой поддержки не было, может быть, даже сознательно, чтобы нас ни в чем не упрекнули».

Корреспондент «Росбалта» настойчиво пытался выяснить, в чем же суть жалобы усть-лужан. Может быть, бывшие наркоманы не дают им спокойно жить, хулиганят, или, не дай бог, организовывают местные наркотрафики?.. На это Сергей Есипов заявил: «Руководители «Новой жизни» и депутаты МО «Усть-Лужское сельское поселение» — одни и те же люди. Жители поселка жалуются на отсутствие социальной направленности в работе депутатов, которая, видимо, вызвана тем, что деятельность с определенной коммерческой составляющей сосредоточена исключительно на «Новой жизни» с использованием труда реабилитантов».

Пока журналисты переваривали информацию о тесной — хотя, впрочем, не противозаконной - взаимосвязи успешных руководителей вполне результативного Центра «Новая жизнь» с не менее успешными депутатами, - слово неожиданно взял журналист местной кингисеппской телекомпании «Ям-ТВ» Андрей Титов. Он попросил Есипова прокомментировать тот факт, что подписи под этой самой жалобой в прокуратуру … собирались еще в июле месяце, причем жителям Усть-Луги раздавались чистые листы бумаги, а на словах говорилось, что подписи собирают против строительства железной дороги по соседству.

«Мы — все-таки поселок, люди доверчивые, вот и расписались на чистых листах, - рассказал Титов. - Потом люди пожаловались по поводу подлога в прокуратуру, но почему-то на их жалобы никто не отреагировал».

Сергей Есипов заявил, что впервые об этом слышит. Впрочем он заметил, что проверка еще не завершена и, возможно, будет всеобщий сход с участием жителей и прокуратуры, и все обстоятельства появления таких документов будут проверены.

… Во время пресс-конференции руководители «Новой жизни» и депутаты МО томились под окнами прокуратуры — на официальное мероприятие их не пустили. У них, конечно же, оказались свои версии событий.

Так, и.о. директора АНО «Новая жизнь» Мадия Ефимова подтвердила версию подложного заявления, причем заметила, что на листах подписи просто приклеены. Она сказала, что уже поданы соответствующие заявления о подлоге и она как заинтересованное лицо требует проверки. Кроме того, Ефимова очень надеется на президента Путина, который, по ее мнению, адекватный человек и не даст загубить успешно зарекомендовавшую себя за 15 лет работы реабилитационную систему.

«6 миллионов наркозависимых в стране не могут не волновать президента. А мы возвращаем этих людей к жизни», - говорит Ефимова.

Супруг Ефимовой Станислав — также сотрудник Центра и депутат муниципального образования - заявил «Росбалту», что идет череда актов устрашения, причем атаки идут с 2009 года, с тех пор, как депутатами стали многие сотрудники «Новой жизни». «За 3 года у нас было более 50 прокурорских проверок, по каждой мы отчитывались, предоставляли все документы. Я не знаю, кого хотят посадит на наши места, но точно знаю, чего они хотят: чтобы нас там не было», - заявил Ефимов.

Кто эти «свои люди», нынешние депутаты не называют. Но предположения, конечно, есть. И наиболее вероятное из них выглядит так. По глобальным версиям, из побережья Усть-Луги строители порта и чиновники хотят сделать рекреационную зону и никакие конкуренты там нежелательны. А «непонятный наркоманский» центр «Новая жизнь» с площадками в Котлах и Преображенке (тот и другой находятся непосредственно на побережье реки), да еще с мощной поддержкой в виде местных депутатов — это не только абсолютные прямые конкуренты, но и сильные претенденты на жирный кусок будущего пирога. При таком раскладе две-три сотни потерянных жизней оступившихся людей могут действительно оказаться незамеченными...

Марина Бойцова