Posted 28 февраля 2013,, 11:35

Published 28 февраля 2013,, 11:35

Modified 31 марта, 20:35

Updated 31 марта, 20:35

Отлученные от церкви

28 февраля 2013, 11:35
Петербургские депутаты хотят обязать исполнительную власть учитывать мнение религиозных организаций при согласовании митингов или пикетов на территориях, прилегающих к храмам. Эта инициатива может стать очередным поводом для конфликта на почве веры, считают оппозиционеры.

Петербургские законодатели продолжают бороться за ужесточение правил проведения публичных мероприятий, но уже на федеральном уровне. Депутаты хотят обязать исполнительную власть учитывать мнение религиозных организаций при согласовании митингов или пикетов на территориях, прилегающих к храмам - проект соответствующего постановления принят в первом чтении. Этот документ вполне может стать очередным поводом для конфликта на почве веры, считают оппозиционеры.

Инициатива петербургских парламентариев предполагает внесение поправок в два федеральных закона - "О свободе совести и о религиозных объединениях" и "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". Согласно изменениям, орган исполнительной власти, получивший уведомление о готовящемся митинге или пикете, в тот же день должен сообщить об этом находящимся неподалеку от места акции религиозным организациям. В течение пяти дней представители конфессии должны высказать свое мнение о возможности или невозможности проведения мероприятия.

Автора поправок угадать не сложно — это печально известный Виталий Милонов. Причем сейчас депутат всячески старается подчеркнуть свою адекватность. Первоначальная версия проекта закона и вовсе предполагала наличие у религиозных представителей права вето, но в итоге было решено, что священнослужители смогут лишь давать рекомендации. Правда, не сложно догадаться, что малейшее недовольство церкви будет истолковано администрацией города не в пользу организаторов публичных акций.

«Светские органы власти, которые дают согласие на проведение мероприятий, могут не знать нюансов, например, что в этот день у буддистов будет проведен обряд запускания каких-нибудь фонариков. Дадут разрешение – получится некая коллизия, столкновение интересов. Мы ценим мультикультурный, многоконфессиональный мир», - объясняет депутат Милонов. Якобы речь идет обо всех религиях и всех верующих в одинаковой степени, но понятно, что определенная конфессия все равно будут «равнее». РПЦ получает преимущество хотя бы потому, что у нее в собственности находится больше зданий. Следовательно, чаще всего спрашивать мнения придется именно у православных священников.

Как пояснил глава отдела по взаимоотношению церкви и общества Санкт-Петербургской митрополии иерей Алексий Галкин, публичное мероприятие публичному мероприятию рознь. «Поддержку получат акции, связанные с празднованием рождества, масленицей, благотворительностью. Но церковь однозначно будет против действий, оскорбляющих чувства верующих. У нас нет другой возможности защитить эти чувства», - говорит священник. По его словам, примеров оскорбления чувств верующих достаточно — необходимо лишь почитать последние новости в Интернете.

Депутат Милонов, в свою очередь, предпочел уклониться от прямого ответа на вопрос журналистов о какой-либо статистике по вмешательству митингов в проведение церковных обрядов в Петербурге. «Если вы не знаете эти случаи, то это не значит, что они не имели место», - ответил он.

Действительно, тут и там в мире постоянно оскорбляют чувства верующих. Но не с помощью митингов или пикетов, а путем хулиганских выходок и вандализма, которые ни в каком согласовании не нуждаются. Поэтому та же акция Pussy Riot под предлагаемый закон бы не попала: никто не будет посылать в администрацию города просьбу о согласовании танцев с гитарами в храме. И для пресечения подобных нарушений уже существует полиция, отмечают оппозиционные депутаты.

Председатель Санкт-Петербургской еврейской общины Марк Грубарг также не видит необходимости в ужесточении законов — на его памяти не было ни одной попытки осквернить городскую синагогу. «За религиозные оскорбления уже предусмотрена законодательная ответственность, так что я не вижу смысла в том, чтобы вводить специальные ограничения. Вероятно, самим организаторам акций достаточно предварительно посоветоваться с представителями общины, просто по-человечески задать вопрос», - отметил Грубарг.

Духовный покровитель мусульман Петербурга и Северо-Запада Равиль Пончаев не смог высказать какое-либо мнение по поводу законопроекта. Муфтий был назначен на свою должность только в декабре, и пока не успел изучить все документы. Впрочем, у него еще будет возможность высказаться — перед вторым чтением предполагается проведение круглого стола с представителями конфессий.

На поправки к документу выделено два с половиной месяца. Уже сейчас ясно, что в законе множество юридических неточностей. Например, туманное понятие «прилегающая территория» предлагается трактовать масштабно, «из соображения здравого смысла». Пределы этого смысла будут определять органы исполнительной власти, которые в этой области не всегда сильны. То есть, теоретически, акцию могут запретить и в 100, и в 200 метрах от храма.

Не требует закон и какого-либо обоснования своего мнения от священнослужителей - им достаточно просто его высказать. Оспорить же церковную точку зрения нет никакой возможности. Причем конкретный ответ клириков органы исполнительной власти не обязаны доносить до организаторов митингов. Получается, что никакого протеста со стороны церкви может не быть, как не было ремонтных работ в тех местах, где недавно хотели провести свои акции представители движения за права ЛГБТ. Власть будет использовать церковь в качестве марионетки, чтобы отвести удар от себя, уверены оппозиционеры.

«Я даже оставлю за скобками все то, что будут говорить либералы – о том, что данный закон не нужен, вреден, ущемляет права граждан. Но этот документ в первую очередь наносит удар по религиозной общественности, по церкви и ее пастве. С помощью такого силового вмешательства между верующими и неверующими возбуждается искусственное напряжение и недоверие. У тех, кто не ходит в церковь, складывается ощущение, что у нас в обществе может быть только религиозная культура. Люди будут проходить мимо храма и думать: «А, там сидят эти продажные попы», - рассуждает депутат ЗакСа от фракции КПРФ Ирина Комолова.

Пока федеральные перспективы документа туманны. «Меня как юриста успокаивает, что законопроект не имеет шансов быть принятым в Госдуме. Он сделан для того, чтобы вы о нем написали, это пиар определенных лиц», - говорит депутат Александр Кобринский. Однако и закон о гей-пропаганде тоже сначала рассматривали как питерское чудачество, а он уже прошел первое чтение в Госдуме. Думается, странные законопроекты от петербургского ЗакСа уже стали «товарным знаком» Северной столицы. Недаром депутат Милонов заявил о важности того, чтобы инициатива об обязательных опросах священников исходила именно от петербургского парламента. «Потому что Петербург - это культурная столица, а не столице мракобесия, как нам навязывают», - сказал депутат. Только почему-то народный избранник забывает, что ярлык мракобесия на город приклеил именно он. И успокаиваться, видимо, не собирается.

Софья Мохова