Posted 6 марта 2013,, 10:21

Published 6 марта 2013,, 10:21

Modified 31 марта, 20:28

Updated 31 марта, 20:28

Сказка о попе и полпреде

6 марта 2013, 10:21
В Петербурге в XXI столетии разгорается шумный скандал на религиозной почве. На этот раз его героями стали не очередные ряженые городские сумасшедшие, как можно было подумать. В центре истории — само президентское полпредство.

В Петербурге в XXI столетии разгорается очередной шумный скандал на религиозной почве. На этот раз его героем стал не депутат Виталий Милонов или очередные ряженые городские сумасшедшие, как можно было подумать. В центре истории — само президентское полпредство.

История эта берет начало еще в апреле 2012 года. Тогда на лентах информагентств появились первые сообщения о том, что ученый совет факультета искусств СПбГУ (под руководством художественного руководителя Мариинского театра Валерия Гергиева) ходатайствует об открытии в Университете образовательной программы «Теология» и даже о возможности создания соответствующего факультета. Наблюдатели недоуменно хмыкнули тем более, что ни во что практическое предложение сразу не воплотилось.

С новой серией «плодотворных дебютных идей» принялись выступать уже заслуженные церковники. В первых рядах оказался ректор Теологической семинарии Евангелическо-лютеранской церкви, пастор Антон Тихомиров, его поддержали главы и других конфессий Петербурга. Видимо, их слова оказались более весомыми — и о создании факультета заговорили как о вопросе вполне решенном.

Но тут возбудились сами студенты, выступившие с блестяще риторически выверенной позицией. «Даже если подобное структурное подразделение будет внеконфессиональным, то само его название будет отсылать к определенной идеологической системе. Теология есть богословие уже этимологически, поэтому преподавание на подобном факультете будет возможно только при методологическом допущении существования Бога», — говорится в обращении студсовета к ректору Николаю Кропачеву. По их оценке, «функцию внеконфессионального изучения религии» может осуществлять уже имеющаяся в вузе кафедра философии, религии и религиоведения. К слову, этот вариант стороннему наблюдателю кажется также вполне логически обоснованным.

Разумеется, главное здание СПбГУ — не Виттенбергская церковь, а студенческая декларация — не манифест Лютера, но было понятно, что в нынешних условиях и такой текст недолго просуществует без решительного оппонирования.

Так оно, конечно, и вышло. Однако обращает на себя внимание, что претензии к нему были сформулированы не по духу (оспорить который можно было бы, вероятно, лишь впав в неумеренную религиозную пропаганду), а по «букве» этой студенческой бумаги. Некто Алексей Федорищев (член президиума студсовета и ответственный секретарь заседания) объявил, что никаких решений совет не принимал, ибо на его заседании не обнаружилось кворума. На это в его адрес понеслись гневные филиппики из уст уже Независимого студсовета — мол, ответственный секретарь «запутался во вранье», оказавшись «зажатым между волей студентов и волей администрации».

История эта сама по себе никакой особой новизны не являет: сколько уже было в истории Петербурга студенческих негодований на предмет «мракобесных идей начальства». Вполне закономерно, кстати, что особенно остро тема эта бурлила на пред-предыдущем стыке эпох, в начале XX-го столетия. Интересующихся отсылаю в музейную часть университета — там про это могут рассказать подробнее, с примерами и фамилиями (только, боюсь, про параллели с нынешними временами захотят говорить едва ли). Атмосферности нынешнему конфликту добавляет позиция, занятная высшей властью — а, точнее, ее местными наместниками из президентского полпредства.

Не секрет ведь, что история создания факультета, по крайней мере на ее нынешнем витке, проистекает как раз из Дома на набережной. Ведь после встречи с «представителями конфессий Петербурга» именно полпред Николай Винниченко пообещал поговорить с Николаем Кропачевым о создании богословского факультета. За выполнением обещания дело, как выяснилось, не стало…

Если присмотреться повнимательнее, в этой истории можно обнаружить одну большую странность. Нет, разумеется, духовное просвещение недорослей — есть задача власти. Но прямая и первейшая — наверное, лишь властей Ватикана и Тибета. Во всех же остальных цивилизованных странах церковь как будто отделена от государства. И даже в нашей богоспасаемой отчизне — не поверите — ровно та же самая петрушка.

«Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». Эти три нехитрых тезиса составляют собой 14 статью российской Конституции, сведения об ее отмене или изменениях до редакции пока не доходили. До полпредского офиса, вероятно, тоже. Так отчего же уважаемый полпред решил, что у него по этому поводу может быть особое мнение?

И еще ладно, если бы курируемые им регионы Северо-Запада росли, как на подбор, и развивались точно в соответствии с кремлевскими планами. Так ведь и того нет: по итогам недавнего пребывания в Петербурге спикера Госдумы Сергея Нарышкина выяснилось, что в трети регионов, входящих в СЗФО, рейтинг правящей партии — хуже некуда. А ведь уже этой осенью здесь начнутся муниципальные выборы, которые продолжатся и в 2014-м — заранее запланированный триумф начальства в таких условиях возможен едва ли. При этом уважаемый политик даже в кулуарах предпочел не распространяться о местных рейтингах главы государства и глав регионов — и сделал это совершенно правильно (скажем, нынешние петербургские цифры точно лучше никому не показывать).

Впрочем, про кризис городской власти мы изрядно наслышаны. Но, быть может, в остальных субъектах округа все гораздо стабильнее? Однако даже при беглом изучении местных новостей от этой иллюзии приходится отказаться. В доказательство пробежимся по ним короткой строкой (обратив также внимание и на то, что эти новости тщательно мониторятся профильными службами и в полпредство попадают аккуратно).

Новгородская область: протесты как пенсионеров (против поправок в региональный закон о ветеранах труда), так и предпринимателей (недовольных повышением налоговой нагрузки). А вдобавок еще и серия инцидентов на национальной почве.

Вологодская область: крупные митинги работников предприятий с требованием выплатить долги по зарплате; митинг автолюбителей в Вологде с требованием снизить стоимость штрафстоянки; отмена льгот на проезд в электричках для школьников и студентов — и все это приправленное публикациями в СМИ, обвиняющими губернатора в лоббировании интересов металлургов.

Псковская область: худшая по целому ряду показателей рейтинга Росстата за 2012 год (самая высокая убыль населения, самый низкий уровень доходов, максимальное время поиска работы безработными), а вдобавок еще и громкий инцидент в Себеже, где в холодильнике морга скончался доставленный туда еще живой гражданин.

Архангельская область: критическая, по данным СМИ, ситуация на местных лесозаводах, на которые приходится треть всей задолженности по заработной плате в регионе. По части невыплат регион вообще как будто перенесся из России 2010-х годов (где баррель зашкаливает за $100) в конец 1990-х, с $8 за бочку топлива и Чубайсом с Лившицем, тщетно пытающимися побороть нехороших губернаторов: иски в суд о невыплате зарплат сотрудникам Архангельской психиатрической больницы; 4 млн рублей зарплаты, недоплаченных Северодвинским пассажирским автотранспортным предприятием.

Перечислять можно долго и дальше, но главное понятно: положение дел и в стране, и в одном отдельно взятом СЗФО вовсе далеко не так безоблачно, чтобы начальство могло тратить свое время и силы на борьбу со студентами за теологический факультет.

Если без обиняков, посыл полпредства совершенно ясен: вот уже почти полгода многомудрые московские аналитики твердят одно и то же — федеральная власть пытается построить новое путинское большинство, главной духовной скрепой в котором будет та религия, которую начальство понимает под православием. В этой связи «товарищи на местах» пытаются попасть в струю, проявив чуткое понимание «политики партии и правительства».

Только вот едва ли это понимание стоило демонстрировать (причем так топорно) именно в Петербурге. Нет, разумеется, в своих идеологических конструкциях можно ориентироваться на маргиналов, именующих себя «казаками», и делать из этого выводы об истинных умонастроениях горожан. Но повести себя так — значит быть обреченным на громкий провал. Ведь есть и куда более точные тесты общественного мнения, и один из них просто не могу не напомнить.

Еще осенью министерство образования сообщило о результатах выбора родителями четвероклассников модулей по основам религиозных культур и светской этики. По стране в целом основы православной культуры выбрали 31,7% родителей, мировую религиозную культуру — 21,2%, основы светской этики — 42,7%. В Петербурге (невзирая на молитвы в Смольном и депутата Милонова, а, может, и как раз благодаря этим факторам) основы православной культуры привлекли 9,46% родителей, основы исламской культуры — 0,07%, основы мировых религиозных культур — 37,7%, а светская этика — 52,6%.

Если в полпредстве в надежде верно угадать линию партии просто забыли про эти цифры, что ж - значит там просто грубо ошиблись.

Владимир Герасимов