Posted 12 марта 2013,, 10:08

Published 12 марта 2013,, 10:08

Modified 31 марта, 20:22

Updated 31 марта, 20:22

Эксперт: После ухода Чхеидзе БДТ надо срочно реабилитировать

12 марта 2013, 10:08

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 12 марта. Художественный руководитель Темур Чхеидзе никак не подготовил свой уход из БДТ. Он не дождался въезда театра в свой дом, не устроил сезон "смотрин", чтобы дать театру хоть один творческий манок. Теперь он покидает БДТ в таком плачевном состоянии, что слухи про потенциальных худруков вроде Константина Хабенского или Жерара Депардье не всем кажутся анекдотом, считает театральный критик, главный редактор "Петербургского театрального журнала" Марина Дмитревская.

"Могу предположить: Чхеидзе понимал, что БДТ находится в "периоде дожития". Сил на революцию у него не было, тем более что он не революционер по природе", - отмечает она. По словам Дмитриевской, Чхеидзе никогда не обещал положить на БДТ жизнь. Он принял театр только тогда, когда Кирилл Лавров серьезно заболел, в 2007 году.

"Конечно, делать что-то новое в театре, где много лет все крестятся на портреты Товстоногова, было трудно. Но попытки Чхеидзе позвать кого-то молодого оказались робкими и "погоды на завтра" не определили. Знаю о нескольких репертуарных предложениях, по поводу которых он заробел. Укоренить в театре Анатолия Праудина, чья "Дама с собачкой" удалась, а "Месяц в деревне" разыгрался не сразу, видимо, не захотелось, спектакли Дитятковского были неудачны, остальные… Вот поверите, в эту минуту мучительно вспоминала: а кто эти остальные?" - рассуждает Дмитриевская.

Театральный критик подчеркивает, что никто никогда не сомневался в интеллигентности и благородстве Чхеидзе, но за последние годы в театре развалились все цеха, из легендарной постановочной части ушли последние "спецы". Цеха же были гордостью Товстоногова и памятью о нем.

"Когда начался ремонт в здании на Фонтанке, сразу заговорили о катастрофе. За несколько лет до этого, обновляя малую сцену, не учли, что театр стоит на сваях, закачали в правое крыло сколько-то лишних десятков тонн металлоконструкций — и здание дало крен. Теперь — трещина за трещиной. И когда театр вернется домой — неясно", - считает эксперт. - Кто может спасти БДТ сейчас? Да никто. Надо садиться, вырабатывать внятную программу реабилитации и уже ничего не бояться. Когда в БДТ назначали Товстоногова, труппу не спрашивали. И, как известно, было много слез и драм, но и результат оказался впечатляющим".

Пока же, делает вывод автор, "тропа в БДТ заросла".

Напомним, Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова должен вернуться в свое историческое здание на набережной реки Фонтанки, 65 в середине октября нынешнего года. Кто займет место художественного руководителя БДТ вместо народного артиста России и Грузии Темура Чхеидзе, пока неизвестно.