Posted 19 марта 2013,, 06:57

Published 19 марта 2013,, 06:57

Modified 31 марта, 20:14

Updated 31 марта, 20:14

Снимать в "Пулково" можно, а мешать съемке - нельзя

19 марта 2013, 06:57
Действия полиции, задержавшей двух москвичей и петербуржца за съемку в здании аэропорта, признаны незаконными. Полицейским грозит уголовное преследование за самоуправство.

Скандальная история с задержанием московского фотографа Дмитрия Алешковского, его знакомого Сергея Губанова и петербуржца Юрия Гаврикова не закончилась после освобождения троих молодых людей. Сейчас они намерены привлечь к уголовной ответственности всех лиц, причастных к их незаконному задержанию, краже их собственности и издевательствам над ними.

Известный московский фотограф Дмитрий Алешковский привлек внимание полиции, когда давал интервью Юрию Гаврикову в аэропорту «Пулково» вечером 14 марта, перед своим отлетом в Москву. Это происходило на третьем этаже аэропорта, в зале ожидания. Двое полицейских, прогуливаясь по залу, неожиданно решили, что интервьюировать в здании аэропорта запрещено. Они подошли к группе молодых людей и потребовали прекратить съемку.

Заметим, что в России не существует никаких законодательных запретов на фото- или видеосъемку в общественных местах. Больше того, в уголовном кодексе России имеется статья 144-я, которая предусматривает ответственность за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов.

«Подошли двое полицейских, в грубой форме сказали, чтобы мы прекратили съемку. Естественно, мы поинтересовались, на основании каких законов они это требуют. Полицейские ничего уточнять не стали, а вызвали по рации еще массу людей в штатском и в форме, после чего всех троих отвели в полицейский участок», - рассказал репортеру «Росбалта» Дмитрий Алешковский.

В ЛОВД «Пулково-1» молодых людей без какого-либо процессуального оформления удерживали с 20:00 до 7:00, при этом их обыскали и отобрали карту памяти с видеозаписью. Кроме того, под угрозой физической расправы полицейские заставили мужчин раздеться догола и приседать, чтобы показать, что у них нет запрещенных предметов в заднем проходе.

«Они сказали, что если мы не разденемся догола и не сделаем то, что они от нас хотят, нас жестоко изобьют», - позже пояснил Юрий Гавриков.

На следующий день задержанных доставили в суд Московского района, где прошли слушания по делу одного из задержанных, жителя Петербурга Юрия Гаврикова. К удивлению правоохранителей судья Ева Гюнтер признала действия полицейских незаконными и полностью оправдала Гаврикова – того самого молодого человека, который снимал на видео интервью Дмитрия Алешковского. Остальных задержанных будут судить по месту жительства – в Москве.

«Судья приняла взвешенное и мотивированное решение, признав, что требования полиции были незаконными и необоснованными. Полицейские не имели права ни мешать съемке, ни требовать документы у людей, которые не совершили никаких правонарушений и не были похожи на разыскиваемых лиц», - сообщил «Росбалту» защитник Юрия Гаврикова Динар Идрисов.

«В аэропортах России действует «Воздушный кодекс», в котором не содержится никаких запретов на съемку. Запрет есть во внутренних инструкциях Минтранса, но эти инструкции касаются исключительно персонала, а не пассажиров», - пояснил юрист. Теперь, по словам Идрисова, его подзащитные будут требовать привлечения к ответственности всех участников этого инцидента.

«Кроме задержания был также незаконный обыск, издевательство с раздеванием догола и кража собственности – без протокола была похищена флеш-карта с видеозаписью. Более того, все протоколы и рапорты полиции оказались сфальсифицированы, причем занимались этим две сотрудницы ЛОВД, которые отказались представляться и называли себя «баба в шубе» или «дворник». А угрожали физической расправой и издевались сотрудники ЛОВД в штатском, которые также отказались представляться. Впрочем, их всех задержанные смогут опознать и сделают это, когда будет начато расследование», - рассказал юрист.

Фотограф Дмитрий Алешковский сейчас находится в Москве, но он также собирается привлечь участников беззакония к уголовной ответственности.

«Я профессиональный фотограф и снимал во всех аэропортах России: в Москве, Воронеже, Грозном, Самаре, даже на военных аэродромах, снимал как в центре России, так и на окраинах. Нигде никому не приходило в голову задерживать меня за съемку в общественном месте. Самое смешное, что задержали нас аккурат возле стендов галереи любительской съемки аэропорта «Пулково» – это здорово подчеркивало идиотизм ситуации. Сейчас наши адвокаты готовят жалобы в прокуратуру с требованием привлечь к ответственности всех лиц, устроивших этот позорный для Петербурга скандал. Кроме того, я потребую возмещения морального и материального вреда, который был мне нанесен – ведь я в результате не успел на свой самолет и опоздал на множество важных встреч», - заявил Дмитрий Алешковский.

Между тем специалисты называют инцидент в «Пулково» "эксцессом исполнителя" и подчеркивают, что не существует никакой связи между запретом на съемку и безопасностью полетов. Больше того, в самых безопасных аэропортах мира съемка разрешена всюду и без каких-либо ограничений.

«Запрет на любительскую съемку в принципе не имеет практического смысла – сейчас у каждого пассажира полно гаджетов, позволяющих снимать фото- и видео в отличном качестве и абсолютно незаметно», - рассказал Антон Кожинцев, специалист службы безопасности одного из петербургских ЧОПов. По словам эксперта, запреты на съемку поддерживают только там, где администрация пытается скрыть от общественности и СМИ какие-либо нарушения.

Примечательно, что в управлении на транспорте МВД РФ по СЗФО по-прежнему настаивают на правоте своих сотрудников. Пресс-секретарь ведомства Светлана Песковская заявила репортеру «Росбалта», что ведомственные инструкции аэропорта выше законов Российской Федерации.

«Есть приказ Минтранса «Об утверждении федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам»». Там есть запрет на съемку в контролируемой зоне. В «Пулково» рамки сейчас всюду - как на входе, так и на выходе. Значит, контролируемая зона – это весь аэропорт. Вы должны понимать, что это не шутки, аэропорт – это стратегический объект, поэтому там запрещено снимать. Это все делается исключительно в интересах безопасности пассажиров. Очень жаль, что некоторые этого не понимают и инициируют такие конфликты», - огорчилась Светлана Песковская.

Интересно, что фото- и видеосъемки в «Пулково», причем профессиональные, а не любительские, происходят практически ежедневно – когда репортеры встречают каких-либо знаменитостей, прибывающих в Петербург. Причем происходит это в той самой контролируемой зоне, о секретности которой так переживают в управлении на транспорте. Но никому из полицейских пока еще не приходило в голову задерживать репортеров и тащить их в ЛОВД на экзекуцию.

У юристов нет сомнений, что суды в Москве над двумя столичными участниками инцидента в «Пулково» также закончатся оправданием.

Тем временем гендиректор аэропорта «Шереметьево» Михаил Василенко сделал показательную запись в своем блоге. «Любителям фотографировать в "Шереметьево": если кто-то из сотрудников аэропорта пытается запретить вам съемку, попросите предъявить пропуск с фамилией и сообщите мне через сайт аэропорта или в блоге. На пятом этаже терминала F открывается Музей истории аэропорта. Помимо интересных материалов, из окна музея открывается прекрасный вид на летное поле - фотографируйте, сколько захотите», - написал он.

Неудивительно, что Международный совет аэропортов недавно признал «Шереметьево» лучшим в Европе по отзывам пассажиров. «Пулково» такая оценка в ближайшее время точно не грозит.

Евгений Зубарев