Posted 19 марта 2013,, 12:22

Published 19 марта 2013,, 12:22

Modified 31 марта, 20:13

Updated 31 марта, 20:13

Мозги, мозги… Зато ноги – во!

19 марта 2013, 12:22
Предложение Владимира Путина учитывать результаты физподготовки абитуриентов при поступлении в вузы вызвало ассоциацию с мультиком про страуса, который не озадачивался умственной деятельностью, зато быстро бегал и ловко втыкал голову в песок.

Предложение президента Владимира Путина учитывать результаты физподготовки абитуриентов при поступлении в вузы вызвало ассоциацию с мультиком про страуса, который не особенно озадачивался умственной деятельностью, зато быстро бегал и ловко втыкал голову в песок.

Отрицать пользу физкультуры не будет ни один здравомыслящий человек. Однако специалисты высшей школы вполне справедливо опасаются, что попытка взять под козырек и буквально воспринять предложение президента превратится в классическое: сила есть – ума не надо.

«Приоритет физической подготовки не должен касаться высокоинтеллектуальных и гуманитарных вузов, - убежден ректор Восточно-Европейского института психоанализа, доктор психологических наук, кандидат медицинских наук Михаил Решетников. – Далеко не всегда физическое здоровье сочетается с умственным и психическим здоровьем, чаще наоборот – они находятся в противоречии друг с другом. При этом физическая ущербность не подразумевает ущербность интеллектуальную, и такие люди вовсе не обязательно убогие инвалиды. Заботу власти о здоровье молодежи надо, безусловно, приветствовать, но этот фактор не должен быть определяющим при отборе абитуриентов в интеллектуальные вузы».

По мнению Михаила Решетникова, в нынешней ситуации должны быть совсем иные приоритеты – например, соревновательность в интеллектуальной сфере. «Сейчас во всем мире идет именно такой вид состязательности, а у нас этот фактор совершенно упущен. Знания, способность мыслить, возможности интеллекта, уровень не физического, а именно умственного развития практически не учитываются при наборе в вузы», - считает ректор.

О советской системе ГТО («готов к труду и обороне»), которая служила минимумом физической подготовки, с ностальгией вспоминает в недавнем прошлом завкафедрой физкультуры СПбГУ Борис Тихонов. Он 30 лет подтягивал (в прямом и переносном смыслах) и очкастых филологов, и бодрых математиков, и нежных студенток журфака. Однако слово «ботаник» как воплощение умника-задохлика, способного лишь повиснуть вялой грушей на турнике, бывший главный «физрук» СПбГУ воспринимает сдержанно. «Та советская система была лучшим из возможного. Сейчас, к сожалению, все ослабло. Поэтому я предложение президента поддерживаю, но с определенными оговорками, - говорит Борис Тихонов. – Начинать физвоспитание надо не с поступления в институт, а с детского сада и школы. Только тогда будет результат».

Сейчас преподаватель по-прежнему работает в СПбГУ, ведет на кафедре секцию бокса, куда с удовольствием хотят студенты и, главное, студентки. «Да, девушки ходят на бокс более активно, чем парни, - признает Тихонов. – Я вообще вижу, что студенты всегда с удовольствием идут на уроки физкультуры, «сачков» мало. Физкультура и спорт, безусловно, должны быть как важный предмет в общей системе обучения, но без перегибов, конечно. Например, чтобы при поступлении в вузы физические достижения и способности студента плюсовались, но при прочих равных».

Преподаватель не видит пока причин опасаться, что "большие и сильные "забьют" при поступлении маленьких и умных". «Не секрет, что и раньше вузы старались набирать спортсменов, чтобы те выступали за честь института. Такие ребята шли вне конкурса. Но это было неофициально и их было немного. Сейчас, надеюсь, катастрофы не произойдет. В западные вузы, например, тоже берут спортсменов с удовольствием, но и заставляют их учиться, а не только выступать», - считает преподаватель.

Представитель студенчества Николай Артеменко, недавно избранный председателем петербургского отделения Российского студенческого союза, считает инициативу президента изначально неплохой, но считает, что она вряд ли будет доведена до ума: «Подобные инициативы периодически возникают, но, как правило, ничем не заканчиваются, - говорит Артеменко. – Вспомните, как бывший министр образования Андрей Фурсенко предлагал ограничить все преподавание одной сплошной физкультурой, оставив лишь ее и «Россию в мире» двумя обязательными школьными предметами? Лично моя позиция – без физкультуры невозможно освоение других дисциплин. Даже «ботаник» вполне может ее освоить и должен заниматься, причем не в ущерб учебе. У нас в Петербурге вообще очень мало спорта, во многих вузах количество часов на спортподготовку снижается, по ряду специальностей (например, у филологов, журналистов) количество часов вообще минимально или нулевое. Это очень печально».

Между тем практика (которая является критерием истины) доказывает, что тесный и гармоничный симбиоз интеллекта и физподготовки – все-таки больше исключение, подходящее отнюдь не всякому.

«Я служил в элитном подразделении спецназа ГРУ, занимался сбором и анализом информации о вероятном противнике, радиоперехватом, - рассказал «Росбалту» бывший солдат, а ныне студент Алексей. – Сначала командиры тоже пытались нас приобщить к обязательной физподготовке, однако пробежек с автоматом по плацу хватило дня на два-три. Очень быстро умные командиры поняли, что лучше оставить наши мозги для нужного дела, а бегает пусть кто-то другой, у кого, извините, голова менее востребована».

Экс-декан журфака СПбГУ, депутат ЗакСа Петербурга Марина Шишкина считает, что сдача норм условного комплекса «нового ГТО» и успехи в освоении будущей профессии мало связаны. «Я – за здоровый образ жизни, но здесь задачи абсолютно разные, - говорит Шишкина. – Вузы должны быть ориентированы на сбор умных, а не сильных. Человек идет в вуз осваивать конкретную специальность, поэтому должны оцениваться его ум, интеллект, способности к будущей профессии, а не скорость бега или способность упасть-отжаться. Безусловно, физические достижения могут быть плюсом и положительной особенностью, но факультативно. Здоровье и физические данные тоже ни в коем случае не могут быть критерием, каким-то параметром для учебы. А если человек жил и учился там, где вообще никаких условий для занятий спортом и физкультурой не было? Но при этом у него золотая голова?».

По мнению экс-декана, целесообразнее было бы вернуться к качественному преподаванию физкультуры в вузах, обустройству детских спортивных площадок, созданию доступной среды школьного и внешкольного спортивного образования для детей.

Для сравнения: по количеству катков и стадионов на душу населения Россия отстает от Финляндии и Канады в 100 раз, от США – примерно в 10 раз. Если катки и секции все же есть, то в большинстве своем они платные и расположены неудобно. Бесплатно принимают в спортклубы только способных, остальным путь в бюджетные кружки, как правило, заказан. Предполагается, что «зато они больше книжек читать будут». Но и тут нестыковка: «ботаники», выходит, опять никому не нужны.

«Да у нас же всегда так: одним ума не хватает, другим – силы», - вздыхают преподаватели.

Более острой проблемой, нежели физически неразвитая молодежь, по мнению доктора психологических наук Михаила Решетникова, является резко возросший за последние годы уровень психопатологий студентов - причем даже в вузах, рассматривающихся как «силовые». «Несколько лет назад была попытка введения психологического отбора при поступлении в военные, спортивные вузы и вузы системы МВД. И выяснилось, что уровень интеллектуального развития у абитуриентов снизился за последние годы на 20%, зато на столько же возрос уровень различных психопатологий. Согласитесь, это о многом говорит», - добавляет эксперт.

Марина Бойцова