Досмотры пассажиров незаконны и бессмысленны

Установка магнитных рамок и детекторов в каждом поезде, автобусе или трамвае лишь имитирует борьбу с террором и прямо стимулирует коррупцию, утверждают эксперты. Тем не менее, тотальные обыски начались в 32-х регионах РФ.

C 1 апреля в России начались мероприятия по массовому досмотру пассажиров и их багажа на 32 крупнейших железнодорожных узлах. Эта инициатива обосновывается требованиями безопасности и разрабатывалась несколько лет, однако она оказалась не подготовленной ни технически, ни юридически. Дело в том, что пункты досмотра не способны пропустить через себя тысячи пассажиров без задержки рейсов. Кроме того, закон запрещает обыскивать российских граждан без достаточных оснований, в том числе и на вокзалах. 

«Мы оказались в сложной правовой ситуации. Сейчас пассажир может отказаться от досмотра, но тогда мы обязательно приглашаем офицера полиции и все равно проводим досмотр. Надеюсь, что эта правовая лакуна будет ликвидирована законодателем. Что касается возмещения возможного ущерба, связанного с задержками пассажиропотоков, то я не думаю, что это возможно. Мы просим пассажиров приходить заранее, чтобы успеть пройти досмотр. Но если пассажир задерживается на досмотре, поезд уйдет без него», - рассказал репортеру «Росбалта»  заместитель начальника Октябрьской железной дороги по безопасности и режиму Николай Клюквин.

Фото Евгения Зубарева

«Досмотры на вокзалах и поездах абсолютно незаконны, и мне непонятно, почему прокуратура не реагирует на такое массовое и публичное нарушение законодательства», - заявил «Росбалту» адвокат Николай Заворин. Кроме того, он напомнил, почему 50 лет назад во всем мире начали  досматривать в аэропортах, но не делают этого на других видах транспорта. 

«Самолет летит на большой высоте, и достаточно небольшого количества взрывчатки, буквально 200-300 граммов, чтобы произошла разгерметизация салона и разрушение всей конструкции. Поэтому строгие меры контроля в аэропортах оправданы соображениями безопасности. Но пронос 300 граммов тротила в поезд не приведет к таким жертвам, как в самолете. Больше того, чтобы устроить серьезный теракт, нужно взрывать железнодорожное полотно, а не купе поезда. Поэтому нет никаких реальных обоснований для мер, подобных тем, что незаконно практикуются в России с 1 апреля. Давайте еще в автобусах и трамваях досмотры делать - вместо того, чтобы заниматься предупреждением терактов, как работают спецслужбы во всем мире», - заявил юрист.

Несмотря на правовые коллизии, ОЖД не собирается отказываться от систем досмотра пассажиров, а, напротив, активно внедряет их на новых направлениях. Помимо стандартных магнитных рамок в досмотровых пунктах появились рентгеновские аппараты, которые, однако, пока не используются, поскольку у ОЖД нет лицензии «Росатома», а персонал не прошел необходимую подготовку.  

Фото Евгения Зубарева

Интересно, что специалисты вообще не понимают, зачем устанавливать на вокзалах дорогие и сложные в обслуживании рентгеновские установки или детекторы радиации, которые реагируют даже на онкологических больных, прошедших курс радиотерапии.  Эти устройства не предотвращают теракты, а вся система, внедряемая РЖД, выглядит как проект тотального контроля за гражданами России, утверждают эксперты.

При этом исполнители на местах, т.е. частные охранники и сотрудники транспортной полиции, получают возможность бесконтрольно вымогать у пассажиров деньги под реальной угрозой опоздания на поезд. С учетом того, что денежное содержание у этих служб за последние годы реально так и не выросло, а коррупция остается бичом правоохранительных органов, о борьбе с терроризмом тут говорить не приходится.

Практика тестового использования систем досмотра на вокзалах в Москве и Петербурге подтверждает этот тезис – за три последних года с помощью рамок или рентгеновских аппаратов не был предотвращен ни один теракт и не выявлен ни один случай незаконного проноса взрывчатки или оружия. Т.е. система стоимостью в десятки миллиардов рублей фактически себя не оправдывает.  

Единственным разумным с точки зрения безопасности нововведением, внедряемым сейчас на объектах РЖД, эксперты называют систему мониторинга. Видеонаблюдение не мешает пассажирам, но позволяет контролировать ситуацию как на вокзалах, так и на железнодорожных путях. Это делают специалисты РЖД в так называемых ситуационных центрах, в один из которых допустили репортера «Росбалта».

Фото Евгения Зубарева

«Мы оснастили железнодорожные магистрали не только видеокамерами, но и тепловизорами, позволяющими видеть живые объекты в темноте или условиях плохой видимости. И если живой объект не просто переходит железнодорожное полотно, а задерживается там и начинает что-то делать, включается режим тревоги», - рассказал репортеру «Росбалта» Николай Клюквин.  

Кроме того, на путях регулярно работают патрули службы контроля железнодорожного полотна. 

Примечательно, что как раз система мониторинга за последние годы проявила себя положительно, однако подробности этих инцидентов спецслужбы не раскрывают.  Тем не менее упор делается не на наблюдение и мониторинг, а на досмотр пассажиров – в прошлом году было закуплено более 180 рентгеновских установок конвейерного типа для багажа, более 50 рентгеновских сканеров для пассажиров, а также 116 металлодетекторов, всего на сумму 1,5 млрд рублей. До конца 2013 года будут успешно освоены еще 4 миллиарда на те же цели.

Что касается юридических коллизий, то ожидается, что депутаты Госдумы узаконят обыски пассажиров в ходе весенних заседаний парламента.   

Видеосюжет посмотреть здесь

Евгений Зубарев