Posted 4 апреля 2013,, 13:25

Published 4 апреля 2013,, 13:25

Modified 31 марта, 19:53

Updated 31 марта, 19:53

Арена как картошка

4 апреля 2013, 13:25
В Петербурге — очередной скандал с федеральной подоплекой. По версии правительственного чиновника, российский бюджет не будет платить за "Зенит-Арену". Ее строительство останется внутрипетербургским делом. Горожанам придется "сброситься"?

В Петербурге — очередной скандал с федеральной подоплекой. По версии ответственного правительственного чиновника, российский бюджет не будет платить за стадион для «Зенита». А, значит, его строительство останется внутрипетербургским делом.

«Законом "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" средства федерального бюджета на мероприятия по строительству футбольного стадиона на Крестовского острове в Петербурге не предусмотрены. Заинтересованными федеральными органами исполнительной власти была представлена консолидированная позиция об отсутствии возможности финансирования указанного объекта за счет средств федерального бюджета», — заявляет директор департамента промышленности и инфраструктуры правительства РФ Алексей Уваров.

«Ответ правительства - это просто издевательство над Петербургом, — горячится депутат ЗакСа из числа пламенных партийных публицистов. — Чемпионат мира-2018 приглашал не Петербург, а Россия. Почему питерские налогоплательщики должны строить стадион из своего кармана?».

"Газпром" платить за стадион не хочет. Правительство, владеющее контрольным пакетом акций компании, якобы не может заставить его платить за "стройку века". А Смольный, подписывая соглашения с "Газпромом", боится потребовать у газовой монополии выполнить обещание», — продолжает он свою гневную тираду.

Сооружение арены за счет городского бюджета на самом деле выглядит не бесспорным решением. Однако здесь есть одна тонкость, о которой сегодня забывают: в одном пакете с решением «по стадиону» шло в середине нулевых годов и другое — о перерегистрации в Петербург ряда «налогоемких» компаний, входящих в «газпромовский» холдинг. По версии, которую Алексей Миллер высказал прошлой осенью, эти предприятия уже вложили в городской бюджет стоимость нескольких стадионов — и, значит, свою часть обязательств выполнил. Смольный эти слова тогда никак не прокомментировал, а, следовательно, согласился с ними.

На самом деле все заинтересованные люди знают, что «Зенит» совсем не настаивал на существующей схеме строительства. Более того, если вы в темном месте прижмете к теплой стенке топ-менеджмент клуба (или же его генерального спонсора — что, понятное дело, несколько сложнее), то вам расскажут, что в середине нулевых руководство «Зенита» нашло совершенно иное место для арены — в районе Пулковских высот (ко всему прочему, там еще и температура на пару градусов стабильно выше чем та, что фиксируется на Крестовском острове). Тогда, разумеется, и исторический стадион Кирова не пришлось бы сносить.

Однако Смольный в лице Валентины Матвиенко настоял на «островном» варианте. Тогдашняя администрация активно фантазировала на предмет организации на Крестовском спортивного оазиса (со строительством там — в дополнение к гребному каналу — арен почти для всех основных командных, а также нескольких индивидуальных видов спорта). Эту затею реализовать удалось не полностью: к сегодняшнему дню довести до ума получилось лишь баскетбольную арену для «Спартака».

В кулуарах, кстати, весьма популярна следующая гипотеза для объяснения этих регулярных строительных неудач — влиятельные граждане, раскупившие «элитные» квадратные метры на острове, вовсе не горят желанием оказаться соседями с шумными фанатами. Поэтому, мол, и стопорят проекты, прилагая для этого все возможные усилия. Гипотеза, разумеется, из серии явно конспирологических, однако автор слышал ее от нескольких весьма уважаемых и статусных инсайдеров, поэтому и не берется отвергать, что называется, с порога.

От той самой стенки, к которой мы — если помните — приперли клубное руководство, вполне может прозвучать и еще одно признание. Нынешняя схема строительства (налоги от «Газпрома» в обмен на городскую стройку «Зенит-Арены») также была пролоббирована Смольным. В клубе — разумеется, не публично, но весьма активно — рассуждают в духе: «Если бы арену строил клуб, на ней бы давно играли в футбол». Едва ли с этим можно спорить: стадион для любого футбольного клуба — один из главных источников дохода, и чем дольше город делает вид, будто что-то строит, тем больше денег теряет «Зенит». Однако как и с местом этой стройки, со схемой финансирования тоже был выбран вариант, предложенный городом и лично Валентиной Матвиенко.

Это, кстати, заставляет под новым углом посмотреть на реальность взаимоотношений Смольного с главным городским инвестором, дав не вполне традиционный ответ на вопрос, кто и как «рулил» в этом союзе.

Каков же сухой остаток этого тесного взаимодействия? Высокие договорившиеся стороны перебрасывают друг другу тему стадиона, как горячую картофелину. Причем информированные эксперты без обиняков заявляют следующее: на данном этапе — чем доводить до ума долгострой — куда эффективнее было бы начать все дело с нуля (новое место, новый проект и новая стройка). Однако в существующей российской системе координат это было бы слишком радикальное решение, совсем не в духе времени. Скорее, все-таки, изыщут внутренние резервы, все участники процесса «сбросятся» — и к лету 2017 года многострадальный стадион все-таки сдадут в эксплуатацию. Дольше тянуть нельзя — за год до Чемпионата мира на его аренах должен пройти Кубок конфедераций.

Определенные шаги на пути этого «изыскания резервов» уже делаются. Причем пионером на этом пути заявил себя петербургский градоначальник, осенью прошлого года предложивший фантам не словом, но делом помочь этой «панаме XXI века». Те его слова вызвали шумный муниципальный скандал, но, вероятно, затронули тонкие струны души горожан. По крайней мере, все чаще и в СМИ, и в общественных обсуждениях этой проблемы обнаруживается любопытная точка зрения — за футбол в Петербурге переживают далеко не все, поэтому кто «болеет», тот пускай и сбрасывается на стадион.

На самом деле, плодотворная дебютная идея. Только есть одна проблема: аналогичную систему координат вполне можно применить далеко не только к одной «Зенит-Арене» и спорту вообще.

Я, скажем, вовсе не фанат оперы и уж тем более — балета. Так с какой стати за мои налоги возводится вторая сцена Мариинки? Нехай балетоманы сбрасываются! Да я и на метро не езжу, так что все крики «а давайте дотянем ветку подземки до юго-запада» вызывают во мне недоуменный вопрос: отчего бы жителям той самой территории не сброситься?..

В общем, с подобным стилем рассуждений можно зайти очень далеко. Человечество придумало простой способ их разрешения: парламентское представительство, в рамках которого избранные делегаты от народа соображают, какой проект важнее их избирателю.

В известном смысле в нашем случае использовалась та же методика, но только доверие к отечественному парламенту находится на таком низком уровне, что всерьез его вердикты не воспринимаются почти никем. И получается, что активные сограждане продолжают свой «распил» бюджетных денег даже через несколько лет после принятия решения об их выделении.

И, что самое парадоксальное, эти виртуальные песочницы вполне устраивают многих активистов. Еще бы: покричать на кухнях или в соцсетях о преступном режиме и воровских распилах — самое милое и не требующее особых усилий дело. Однако (как, в частности, показали воскресные выборы в Жуковском) когда такие пасcионарии доходят до урн, они за милую душу продают свое право голоса за несколько сотен рублей. Чтобы тем же вечером вернуться на любимую кухню и — под пропиваемые деньги — по-новому завести излюбленную арию про вороватых чиновников и проклятых олигархах, распродающих "Нашу Страну".

Даже не знаю, как эту ситуацию можно исправить. Разве что, регулярно приходя на участки, голосовать по совести? Но это, пожалуй, почти столь же мифический сценарий развития событий, как и завоевание футбольной сборной России титула Чемпиона мира на новенькой, с иголочки, «Зенит-Арене».

Владимир Герасимов