Posted 17 апреля 2013,, 07:55

Published 17 апреля 2013,, 07:55

Modified 30 января, 14:55

Updated 30 января, 14:55

Сами мы не местные

17 апреля 2013, 07:55
Новый путь в смольнинские двери проторили три новых городских чиновника. Все трое давно знакомы с губернатором Георгием Полтавченко, а двое — абсолютно не знают Петербурга. Эта логика местного правительства находит сторонников в разных сферах жизни.

Новый путь в смольнинские двери, мимо памятника дедушке Ленину, на этой неделе проторили три новых городских чиновника. Все трое давно знакомы с губернатором Георгием Полтавченко, а двое — абсолютно не знают Петербурга.

В понедельник главой петербургского комитета по молодежной политике был назначен Александр Пархоменко, а председателем комитета по градостроительству и архитектуре стал Олег Рыбин. Сегодня ЗакС утвердил Михаила Мокрецова в должности «имущественного» вице-губернатора.

Александр Пархоменко знаком Георгию Полтавченко с начала нулевых годов — со старта работы в полпредстве в Центральном федеральном округе. Там он сначала трудился советником полпреда, но с годами дослужился до статуса «главного советника департамента аппарата полпреда». Разумеется, православный. Вдобавок входит в оргкомитет Казачьей партии России. То есть, образно выражаясь, неудачливого выпускника движения «Наши» в кресле главного по молодежи сменил вдвое старший товарищ, имеющий куда более мощный ресурс силовой поддержки в загашнике.

Олег Рыбин, ставший главным архитектором Петербурга, с Полтавченко также пересекался во время его полпредства. С 2005 по 2011 годы Рыбин служил главным архитектором Нижегородской области, а с 2011 по 2012 год работал первым заместителем председателя московского КГА. Напоминает ли нижегородская архитектура петербургскую — ответ на этот вопрос начнем узнавать уже очень скоро.

Но самый примечательный кадр из новых назначенцев, разумеется, Мокрецов. В отличие от своих новоиспеченных коллег, в Петербург он из Москвы не переезжает, а возвращается. Еще в начале нулевых году он был здесь начальником отдела, а затем заместителем руководителя управления Министерства по налогам и сборам (где его начальником являлся опальный ныне экс-министр обороны Анатолий Сердюков). Надо ли напоминать, кто до 1999 года возглавлял городскую налоговую полицию? Совершенно верно - Георгий Полтавченко.

С 2004-го Сердюков с Мокрецовым трудились в Москве (первый — глава ФНС, второй — его зам). Дуэтом они проследовали и в Министерство обороны, где новоявленный петербургский вице-губернатор несколько лет проработал главой аппарата. В этом кресле его в 2011 году сменила та самая Евгения Васильева, известная сейчас всей стране в качестве подследственной по "делу "Оборонсервиса".

При этом, по версии СМИ, в сентябре 2011-го Мокрецов оказался в списке чиновников, ответственных за срыв государственных программ... Но разве такая мелочь могла помешать ему стать вице-губернатором, раз он почти 15 лет знаком с самим губернатором?

Никто не спорит: любой начальник имеет право строить свою команду «под себя», что относится и к нынешнему хозяину Смольного. Однако если в Петербург из Москвы и ее ближайших пригородов приходится перевозить абсолютно не знающих город людей, главным достоинством которых является давнее личное знакомство с градоначальником, — такую политику никак не получается назвать адекватной.

Разумеется, и из этого правила есть исключения. Не будем забывать, что за несколько дней до этого случилось еще одно назначение — директор Гатчинского музея-заповедника Василий Панкратов стал главой городского комитета по культуре. В отличие от своих новоявленных коллег, он-то как раз имеет и опыт, и стаж городской работы: с 1994 года трудился заместителем директора Музея истории Петербурга, с 2005-го — заместителем главы комитета по культуре.

Однако всю плюсы этого назначения смазывает один большой минус — сроки принятия «исторического» решения. Напомним, что свою должность предыдущий глава ведомства Дмитрий Месхиев оставил в июле прошлого года, а за истекшие с тех пор девять месяцев город в культурном плане по сути превратился в самый заскорузлый населенный пункт России. По крайней мере так подавали ситуацию московские СМИ, а, значит, для большинства населения страны именно такой штамп присоединился к некогда «культурной столице».

Между тем петербуржцы — с одной стороны — стали свидетелями волны шумных околокультурных скандалов, едва ли возможных при прежнем главе Петербурга. А с другой, услышали цитату Георгия Полтавченко («сегодня комитет по культуре работает неплохо… я не хочу делать поспешных выводов») и задались резонным вопросом: это все потому, что у ведомства нет начальника или просто губернатор таков?

Однако оппоненты нынешнего режима находят третий вариант: они полагают, что причина этой скандальной задержки банальна до безобразия. Дело якобы в том, что одна амбициозная барышня из недр аппарата Смольного спала и видела себя в должности главы культурного комитета (настолько явственно, что даже подбирала кандидатов на свое нынешнее место). Однако во внутрисмольнинском перетягивании канатов это назначение чрезмерно усилило бы позиции одного из двух аппаратно-сражающихся вице-губернаторов — и посему никак не происходило. С другой стороны, обидеть уважаемую даму тоже долгое время не решались, поэтому, мол, вопрос и завис на долгие месяцы. В конце концов, по этой версии, кресло под покровительствующим ей вице-губернатором зашаталось, и вопрос удалось, наконец, решить к почти всеобщему удовольствию.

Но назначение Панкратова, как мы уже упоминали, лишь очевидное исключение из общего правила. Для подтверждения этого нехитрого тезиса достаточно открыть официальный сайт Смольного, найти там раздел «правительство» и посчитать чиновников, родившихся в городе на Неве. Гарантирую — получившийся результат немало вас удивит.

Вот что любопытно: эта сомнительная логика местного правительства находит сторонников в самых разных сферах городской жизни. Так, основным медийным событием ушедшей недели считается переезд в Петербург из Москвы Максима Троепольского (отпрыска Владимира Троепольского, который в конце «нулевых» пару лет пытался руководить Пятым каналом). По официальной версии, пока Троепольскому-младшему предложена должность руководителя службы маркетинга Балтийской медиагруппы. С другой стороны, по заверениям инсайдеров, которые редко ошибались в прошлом, это первая кандидатура на замену нынешних топ-менеджеров 100ТВ, полномочиям которых на канале как раз на днях исполняется год.

Главная «фишка» этого назначения все та же — выбран кандидат, имеющий минимальное отношение к Петербургу и местному медиапространству. Получается, кадровый подход, опробованный губернатором, не так уж и плох?

Беда в том, что вместе с кадровой стратегией Смольного ее эпигоны явно рискуют перенять и электоральные достижения Желтого дома. А они — более чем сомнительны: у первого чиновника Петербурга, согласно данным социологов, никак не получается поднять свою популярность выше 20%.

Владимир Герасимов