Posted 6 мая 2013,, 13:49

Published 6 мая 2013,, 13:49

Modified 31 марта, 19:20

Updated 31 марта, 19:20

Художник бывает кусачим

6 мая 2013, 13:49
На смену наскучившим митингам и маршам приходят новые способы протеста и самовыражения. Если постараться, то к политическому искусству можно отнести обмотанного колючей проволокой голого художника, акцию Pussy Riot и даже атаку "9/11".

В рамках проекта "Петербургский авангард" "Росбалт" второй раз обращается к творчеству художника Петра Павленского.

На смену наскучившим митингам и маршам приходят новые способы протеста и самовыражения. Если постараться, то к политическому искусству можно отнести обмотанного колючей проволокой голого художника, акцию Pussy Riot и даже атаку "9/11".

Петербургский художник Петр Павленский внес несколько необычных красок в заскучавшие было майские выходные. 3 мая молодой человек разделся, обмотался колючей проволокой и улегся перед Мариинским дворцом — зданием петербургского Законодательного собрания. В таком виде он некоторое время пролежал на асфальте, потом его унесли в здание ЗакСа и вызвали психиатров. По словам самого Павленского, его акция символизирует "существование человека в репрессивной законодательной системе, где любое движение вызывает жестокую реакцию закона, впивающегося в тело индивида".

Это не первый радикальный творческий акт художника. В июле 2012 года он прославился тем, что зашил себе рот и в таком виде стоял перед одним из храмов. Павленский молчаливым протестом попытался донести мысль, что наказание Pussy Riot противоречит фундаментальным христианским ценностям. Художник демонстрировал запрет на гласность, ужесточение цензуры и подавление открытого высказывания в современном искусстве. Тогда он также попал к врачам — только в машину "скорой", а не в психиатрическую больницу.

Несмотря на то, что Павленскому на этот раз собираются вменить «хулиганку» и посадить за решетку на 15 суток, художник говорит, что ничего не боится и своего нестандартного творчества не прекратит. Более того, 6 мая он отправился в Москву, чтобы поддержать товарищей на Болотной площади. Правда, уже без проволоки.

«Я не собираюсь бегать и скрываться. Однако никто меня не ограничивал в правах, и потому уже сегодня я в Москве, поддерживаю товарищей на Болотной», - рассказал корреспонденту «Росбалта» Павленский.

Скандальный художник также заметил, что не считает именно свои радикальные акции единственным средством привлечь внимание к каким-то политическим событиям в стране, подчеркнув, что у каждого — свои методы самовыражения. "Просто мне понятен именно такой язык. Насколько мои методы радикальны — сложно сказать, все зависит от контекста, - считает Павленский. - Каждый может найти собственный способ донести то, что он желает сказать. Тут вопрос эффективности мероприятия. Однако главное — в другом. В том, что человек должен преодолеть какие-то собственные внутренние пределы, чтобы не бояться высказаться. В политическом искусстве это — преодоление порога — я считаю главным. Каждый воспринимает художественную акцию по-разному. Но до кого-то дойдет именно такой способ».

Психиатры осматривали Павленского и оба раза признавали его вменяемым. Сам художник тоже не считает свое поведение девиантным, отклоняющимся от нормы. И вообще, по мнению активиста и многих его коллег, обидеть художника может действительно всякий, а вот понять — единицы.

«Если сам автор позиционирует свои действия как искусство, то надо этому верить, - считает художник, создатель знаменитых «Митьков» Дмитрий Шагин. - В истории искусств абстракционизм уже давно занял свое место, а сейчас изучается особенно тщательно. И право на выражение имеют художники разных направлений — в том числе и подобные Павленскому, и Pussy Riot, и различные перфомансы. Надо понимать, что художник так самовыражается. Почему калечит себя? Наболело, значит. Значит, он так ощущает себя в современном мире. И не надо обвинять его в том, что просто хотел прославиться. Я лично его понимаю».

«Митек» Шагин по-прежнему активно защищает девушек из Pussy Riot, настаивая на том, что пляски на клиросе были не желанием кого-то оскорбить, а именно художественным актом. «Если бы они хотели кого-то оскорбить, они бы действовали по-другому. А их акция — это способ выражения своего внутреннего мира», - замечает художник.

Шагин, напомним, нарисовал целую серию картин, на которых человек, похожий на Путина, освобождает из тюрьмы девушек в балаклавах и даже просит у них прощения.

«Творческая интеллигенция особо остро реагирует на то, что происходит вокруг. Она в силу определенных причин всегда в авангарде, - считает врач-психиатр Олег Дмитриев. - Самые талантливые всегда подвергались остракизму, гонениям. Менее талантливые приспосабливалась под политику власти или оставались незамеченными. Но следует понимать, что большинство творческих людей с точки зрения психиатрии имеют расстройства личности, которые сейчас называют психопатиями. Поэтому реакция на окружающее у них выливается в различные экзальтированные формы. И это не только способ привлечь внимание к проблеме, но и, конечно, к себе самому».

Доктор считает, что так называемые диссоциативные расстройства — или расстройства личности — не являются психическим заболеванием, это некая грань между нормой и патологией. Но на этом изначально строилось почти все искусство. И по большому счету ни лечить, ни тем более прятать за решетку таких художников не за что.

«Они никому не угрожают, никому не приносят вреда. Даже если их агрессия направлена на себя — это все-таки их личное дело, - считает психиатр. - Кто-то, может, в знак протеста съест лампочку — ну и пусть себе ест, только другим не дает. Другой потанцует в церкви или выбежит с голой грудью перед первыми политиками... Конечно, это поведение характерно для истероидных психопатов, но наказывать тут не за что, если они не представляют опасность для окружающих».

Однако среди неспециалистов мнения о границах между творческим самовыражением и откровенным хулиганством или даже вандализмом резко расходятся.

Например, иракский журналист, запустивший ботинком в президента США Джорджа Буша, тоже считал, что совершает творческий акт. Но суд не оценил таланта и приговорил Мунтадхара аль-Заиди к трем годам заключения. Девушек из украинской группы FEMEN отправляют за решетку так часто, что регулярно объявляется чуть ли не дополнительный набор в организацию. Молодые люди из арт-группы «Война» тоже зря делали приставку «арт» перед своим названием — их художественные произведения на Литейном мосту или на полицейской машине вдохновили стражей порядка только на активные действия репрессивного характера. Забавно, но даже невинные бои подушками или снежками, называемые организаторами художественными флешмобами, почему-то очень настораживают власть и аплодисментов отнюдь не вызывают.

«Границы между искусством и хулиганством должны проводить все-таки не силовики, а художники, искусствоведы, - говорит Дмитрий Шагин. - Надо доверять художнику, ведь его нерв проходит через сердце. Он так видит, чувствует». При этом «Митек» соглашается с тем, что художники тоже всякие бывают.

«Вот Олег Кулик тоже считает себя художником — человеком-собакой. Бегал голым на четвереньках, кусался... С одной стороны — искусство. С другой — кусался ведь!» - задумывается Шагин.

По мнению самих художников, абстракционизм — это штука, которая изначально где-то за гранью. Но она должна выполнять две программы — минимум и максимум. Минимум - быть задокументированной и зафиксированной, чтобы тем самым стать «как бы» экспонатом. А максимум - привлечь к себе внимание, причем чем больше, тем лучше.

«Тот, кто направлял самолеты на "башни-близнецы" в Нью-Йорке, конечно, художественным произведением свои действия не считал. Но по «картинке», по воздействию на умы это было такое мощное высказывание, которое дает повод задуматься не только о политическом, но в том числе и художественном расчете», - считает Шагин.

В тех случаях, когда переход от действа, клоунады, развлекаловки или даже политического искусства к преступлению неочевиден, наказывать людей не за что.

«Ну посадят этого художника Павленского на 15 суток или даже на два года, как «пусек». Сделают из него очередного мученика... Но время пройдет, и искусствоведы будут это дело изучать и даже, возможно, восхищаться. Художник ведь более тонко чувствует и более страстно все переживает», - считают коллеги по цеху.

На одной из выставок современного искусства некий абстракционист выпил водки и заснул прямо на выставке под экспонатами. Зрители ходили и восхищались перфомансом, только недоумевали, почему на "спящем чуваке" названия нет. А другой — уже западный художник — долгое время занимался тем, что выставлял дохлую акулу. Народ шел на акулу, как раньше у нас на Илью Глазунова. Потом акула протухла и начала вонять. Художник отправился искать другой экспонат. Но он до сих пор уверен, что смог самовыразиться.

Марина Бойцова