Красота начинается с асфальта

Весной на улицах застучали каблучки, но, увы, по асфальту с трещинами и выбоинами, по уложенной криво бетонной плитке. Однако покрытие - важнейший элемент дизайна. Его одного может быть достаточно для создания в Петербурге уникальных пространств.


© mox.ru

С приходом весны и приближением лета на улицах звучно застучали каблучки. Кстати, а по чему мы ходим? По асфальту с трещинами и выбоинами, уложенной криво бетонной плитке, позеленевшей резине... Кажется - мелочь, а неприятно. Более того, по мнению экспертов, покрытие - очень важный элемент городского дизайна. Его одного может быть достаточно для создания совершенно уникальных пространств. В часто сером Петербурге использование разнообразных, в том числе ярких, покрытий улиц является весьма перспективным путем развития. В рамках проекта "Петербург - мегаполис будущего" ландшафтный архитектор Анна Адасинская сравнила петербургский и европейский подход к использованию покрытий в благоустройстве.

При упоминании дорожных покрытий каждому петербуржцу представляется хорошо известная картина: потрескавшийся асфальт с выбоинами, уложенная криво бетонная плитка (неприятного грязно-малинового или депрессивного серого цвета), розоватый отсев гранита с лужами и сорняками, позеленевшая резина мрачного или излишне позитивного цвета со странными узорами, много говорящими об эстетическом вкусе их автора. Вот, пожалуй, и все. Из этого и состоят наши дворы: асфальт, плитка, набивное покрытие, с недавних пор — резиновое покрытие, а также газоны (если то, что мы обычно имеем во дворах, можно назвать газонами).

mox.ru

Если говорить о проблемах с дорожными покрытиями, то первое, что приходит на ум: некачественные материалы, несоблюдение технологий, отсутствие профессионалов. Эти проблемы вызваны непродуманной системой конкурсов на выполнение работ, рядом законодательных проблем и, конечно, коррупцией. Фактически целью этой государственной системы является выбор самого дешевого предложения.

То, что покрытия нужно укладывать по технологии и что материалы должны быть качественные — это само собой. Технологии есть, материалы, при желании, можно найти — съездить хотя бы в Финляндию. Однако откуда бы взяться желанию выкладывать кучу денег за красивые и качественные покрытия? Это же просто то, по чему мы ходим. Сухо и слава богу. А если в резиновых сапогах, то и вообще все равно.

Между тем покрытия — это гораздо больше. Они могут быть вообще единственным элементом ландшафтного дизайна. И, уверяю вас, этого будет достаточно для создания совершенно уникальных пространств.

Итак, ролей покрытия в ландшафтном дизайне несколько. Любое покрытие выполняет какую-то функцию. По одним ходят, по другим ездят, на третьих отдыхают, четвертые — защищают при падении и т.д. Покрытия структурируют пространство. Они играют важную роль в менеджменте дождевой воды, если таковой имеется. Более того, покрытия создают образ окружающего их пространства. И это, на мой взгляд, самое главное.

Функциональность

Обеспечивается правильным выбором структуры поверхности, его выносливостью, способом укладки. При этом учитываются нагрузка и вид использования. В общих чертах в Петербурге этому уже научились. Проезды у нас из асфальта, тротуары из плитки, а площадки из набивного покрытия или резины. Под деревьями мы пытаемся сделать что-то вроде газона. Отсутствие в наших дворах, например, деревянных настилов и настоящих стриженых лужаек связано исключительно с тем, что такие функции, как пикник или принятие солнечных ванн во дворе, просто не рассматриваются. Как только они появятся в головах людей, отвечающих за выбор покрытий, так сразу возникнут соответствующие решения.

В связи с функциональностью хотелось бы особо выделить вопрос использования покрытий, защищающих при падении. На петербургских детских площадках мы часто видим игровые городки, стоящие на набивном покрытии. В последнее время на месте набивного покрытия стала появляться резина. А ведь на самом деле ни то и ни другое не защищает детей в случае падения. С набивным покрытием понятно — оно, как ни крути, твердое. Резина может быть достаточно мягкой, но только тогда, когда она имеет дополнительный слой, делающий ее мягкой. На наших площадках резину кладут, как правило, прямо на асфальт.

Какие же покрытия защищают при падении и обязательны к использованию на европейских площадках вокруг детских городков, под качелями, то есть везде, где ребенок может упасть? Выбор покрытия зависит от высоты падения. Максимально разрешенная высота — три метра. Здесь особых отличий с Петербургом не наблюдается. Однако не все игровое оборудование имеет такую высоту. Но на практике на новых площадках, защитные покрытия применяются на всякий случай везде, где это возможно. Прежде всего это, как ни странно, сыпучие материалы. К традиционным защитным покрытиям относятся песок (0,2-2 мм), круглая галька (2-8 мм), мульча крупной фракции и специальное резиновое покрытие.

mox.ru

Сыпучие материалы необходимо регулярно досыпать и разрыхлять. Все названные покрытия используются либо вокруг игрового оборудования (радиус указан у производителя), либо на всей площадке. Так, в Европе широкое распространение получили площадки, целиком засыпанные песком или галькой. Такие площадки, как правило, имеют ограждение с закрывающейся калиткой, что препятствует доступу на них собак.

Думаю, краткий экскурс в мир защитных покрытий раскрыл секрет того, почему европейские площадки выглядят не так, как петербургские. Это не мода и не климат, это результат использования специальных покрытий.

mox.ru

Структурирование пространства

Если с функциональностью все довольно просто — нужно учитывать те функции, которые мы до сих пор не могли себе представить, использовать подходящие материалы и соблюдать технологии, то со структурированием пространства все гораздо сложнее. И главный враг правильного структурирования дворов — существующие нормы.

Например, по нормам ландшафтный архитектор вынужден делать проезды невероятно широкими. Это нужно, чтобы по ним при необходимости могли проехать пожарные машины. Но совершенно ясно, что при ширине проезда в шесть метров и вечными проблемами с парковкой невозможно избежать того, что вдоль него будут парковаться автомобили. Какое уж тут структурирование? И пожарная машина не проедет, и машины будут стоять где попало.

Организованных парковок тут не сделаешь — пожарный проезд. Неорганизованных не избежать — места же много, чего не парковаться? Между тем эта проблема в Европе решается очень просто. Там более дифференцированные правила организации пожарных проездов. Пожарной машине, чтобы проехать, нужно максимум 3,5 метра. И только в некоторых местах необходимы более широкие площадки. На этих площадках стоят соответствующие знаки. Такой подход дает возможность максимально сузить проезд и избежать нежелательной парковки. Кроме того, проектированием в Европе занимаются ландшафтные архитекторы, которые заботятся в первую очередь об удобстве и внешнем облике двора. В России это, как правило, специалисты по генеральному плану, так называемые генпланисты. Они заботятся о нормах, даже если эти нормы ведут к совершенно безобразным ландшафтным решениям.

mox.ru

Вообще структурирование пространства необходимо для создания функциональных зон. Проще говоря — чтобы жители знали, где они что могут делать, а где — должны воздержаться от определенных занятий. Без таких указаний, в том числе и в форме правильно подобранного покрытия, невозможно требовать от горожан, чтобы они использовали двор по назначению. Назначение это никому неизвестно, поэтому каждый использует двор в меру своей испорченности, размещая непредусмотренные и непредсказуемые функции буквально где угодно.

Конечно, тут можно возразить: у нас никто на такие мелочи, как покрытия, не смотритю Все на тротуарах паркуются, потому их нужно загораживать с помощью клумб, заборчиков, а лучше — противотанковых ежей. Какие уж тут покрытия! Отвечу на это очень просто. Нет привычки. Нет привычки, что о горожанах и их нуждах заботятся. Если жители в каждом дворе смогут найти специально предусмотренное и удобное место для прогулки, парковки, проезда, игры, они не полезут заниматься этим там, где это и неудобно вовсе.

Менеджмент дождевой воды

Этот вопрос беспокоит принимающих решения по выбору покрытий катастрофически мало. Здесь речь идет не только и не столько о лужах и затопленных подвалах, что, конечно, важно, но и об экологии, о загрузке канализации и очистных сооружений. Я не буду углубляться в подобные дебри, скажу только, что отвод дождевой воды на месте, без использования канализации, с экологической точки зрения является очень правильным решением. Чтобы сократить количество сливаемой в канализацию воды, используют покрытия, пропускающие воду. К ним относится плитка и брусчатка, положенные без фундамента на песок, газонная плитка, а также специальные виды резины и асфальта, пропускающие воду.

В Петербурге слышал хоть кто-нибудь о существовании асфальта, пропускающего воду? Или вообще о существовании какого-нибудь другого асфальта? Вспоминая московскую историю о замене асфальта на плитку, сомневаюсь в верности аргументов московских чиновников. Асфальт бывает разный. Есть асфальт пропускающий воду, есть асфальт приятных цветов, в том числе белого, который не нагревается на солнце, и есть возможности декоративной обработки его поверхности. То есть — совершенно точно есть асфальт, который выглядит намного лучше некачественной бетонной плитки. А уж ходить по нему или ездить на роликах намного удобнее, чем по разваливающемуся после каждой зимы покрытию из плитки. Но ведь для того, чтобы его использовать, нужно о нем хотя бы знать. Это к вопросу о выборе материала.

mox.ru

Дизайн

Если говорить о Петербурге, то нелепые попытки дизайна дворов при помощи различных покрытий вызывают что-то среднее между жалостью и негодованием. Скажу вам со всей прямотой — нельзя создать образ двора, пытаясь выложить из розовенькой и серенькой бетонной плитки подобие кругов или, еще хуже, какие-нибудь узоры и рисунки. Странно гордиться тем, что выделенных средств хватило только на самые дешевые материалы. Если уж судьба так распорядилась и необходимо мостить двор вот этим вот, то это нужно сделать скромно и незаметно. Когда такие материалы начинают выставлять напоказ, да еще в комплекте с доморощенным дизайном, то результат может быть один — разгул безвкусицы. То же самое касается и дивных узоров на резиновом покрытии. Дело даже не столько в узорах, с помощью которых пытаются одновременно изобразить символику округа, небесные светила, времена года и представить по-возможности всех персонажей русских народных сказок. На эти красоты сверху ставят игровое оборудование, раскрашенное в те же самые дикие цвета, с теми же мотивами. Не нужно быть дизайнером, чтобы понять, что ничего хорошего из этого не выйдет.

А что же делать, чтобы было стильно, элегантно и красиво? Если коротко — позвать хорошего ландшафтного архитектора, который приложит свои знания материалов и фантазию, чтобы создать образ двора. Как раз в Петербурге, где зима такая невозможно длинная, работа с разнообразными, в том числе яркими, покрытиями является весьма перспективным путем развития. С их помощью можно создавать игровые пространства, новый, необычный рельеф, ими можно заменять игровое и спортивное оборудование, можно превратить всю площадку в сказочную страну, в огромную песочницу или в футбольное поле, а, может, даже в пляж. Можно указать жителям на новые возможности использования двора и на запреты или предложить современные «картины», нарисованные на крышах подземных гаражей, которые будут радовать жильцов высотных домов. Список этот можно продолжать бесконечно.

Главный вывод — возможности, которые предлагают нам различные виды покрытий в Петербурге не используются практически совсем. Муниципальным образованиям стоит доверять выбор материалов, проектирование и реализацию проектов профессионалам. А профессионалам, ландшафтным архитекторам, учиться у зарубежных коллег и помнить, что покрытия являются одним из главных элементов дизайна, к использованию которого в мегаполисе нужно подходить креативно, со знанием и любовью.

Анна Адасинская

О том, почему петербургские дворы мало похожи на европейские, читайте здесь.

Истории о том, как вы пытались получить помощь от российского государства в условиях коронакризиса и что из этого вышло, присылайте на адрес COVID-19@rosbalt.ru