Posted 30 августа 2013,, 09:37

Published 30 августа 2013,, 09:37

Modified 31 марта, 17:32

Updated 31 марта, 17:32

"В Прибалтике формируется неофашизм"

30 августа 2013, 09:37
Эстонский публицист Максим Рева презентовал в Петербурге фильм, который "заставит Западную Европу пересмотреть свое отношение к прибалтийскому национализму".

Эстонский публицист Максим Рева, бежавший в Россию от преследований полиции безопасности, презентовал в Петербурге фильм «Скрытая история Прибалтики», который, как он надеется, заставит Западную Европу пересмотреть свое отношение к прибалтийскому национализму. В киноленте использованы записи из частных архивов, в том числе не публиковавшаяся ранее съемка знаменитого фронтового кинооператора Великой Отечественной войны Семена Школьникова. Приводятся данные о прямом участии литовских, латышских и эстонских военизированных подразделений в этнических чистках в своих странах, а также на территории Белоруссии и Ленинградской области.

На основании архивных и современных материалов делается вывод, что нынешняя политика Литвы, Латвии и особенно Эстонии является повторением политики этих же государств 60-летней давности – то есть этническим геноцидом.

Репортер «Росбалта» побеседовал с Максимом Ревой накануне презентации киноленты.

- Вы не сообщили в своем фильме ничего настолько нового, чтобы удивить историков или российскую общественность.

- А я и не для России этот фильм делал. И даже не для Прибалтики. Там все знают, что Литва, Латвия и Эстония – неофашистские государства. Я хочу, чтобы об этом узнали в Западной Европе и в Америке, в странах, которые поддерживают прибалтийский национализм. Если США прямо укажут той же Эстонии, что дискриминация национальных меньшинств – это плохо, ничего подобного там не будет. Если немцы узнают, что позволяют себе их прибалтийские друзья в отношении меньшинств или в части героизации нацизма, прибалтам тоже мало не покажется. Но эта тема замалчивается на Западе, поэтому я хочу изменить ситуацию.

- Что именно вы бы хотели изменить в Прибалтике?

- Русские в Прибалтике, особенно в Эстонии и Латвии, находятся на положении евреев в Третьем Рейхе. Конечно, их физически не уничтожают, но и в нацистской Германии тоже начинали не с этого. Сначала русских, как и евреев в Германии, лишили политических прав, сейчас их лишают возможности получать образование, вести бизнес или заниматься наукой. Русских маргинализируют и выдавливают из этих республик – только из Эстонии принудили уехать 190 тыс. человек. У нас не осталось русских газет – их задушили экономически, русским закрыт доступ в политику, русские школы на грани уничтожения. Да, физически еще не уничтожают, но этническая дискриминация, этноцид, ничуть не лучше геноцида.

- Складывается впечатление, что вы очень субъективно относитесь к прибалтам.

- Когда 60 лет назад немцы вошли в Прибалтику, местное население активно поддержало человеконенавистническую идеологию фашизма. Евреев уничтожали сами литовцы, латыши и эстонцы, причем делали это с большим воодушевлением, хотя их никто не заставлял. В Эстонии желающих поучаствовать в расправах записалось больше 80 тыс. человек – каждый десятый житель республики участвовал в кровавых убийствах по этническому признаку. Когда закончились свои евреи и коммунисты, прибалтийские националисты участвовали в массовых убийствах на соседних территориях, создали у себя свыше 300 концлагерей, где мучили даже детей – тот же Саласпилс вспомните. Там погибло 100 тыс. человек, у живых детей, вывезенных из Белоруссии и Ленинградской области, забирали кровь, пока они не умирали, проводили на детях смертельные эксперименты или просто издевались над ними и их родителями.

Сегодня этих палачей восхваляют в Прибалтике, как героев, а концлагерь Саласпилс официально в местных учебниках называют «воспитательно-трудовым». К чему это может привести? Только к новому витку кровавой истории, к воссозданию фашистского государства со всеми его атрибутами – дискриминацией и насилием. В моем фильме есть эпизод, где депутат европейского парламента, еврей по национальности, оказался 16 марта в Риге, своими глазами увидел шествие легионеров СС и говорит в кадре: «Я вижу, что теперь здесь нацисты короли!». Его это привело в ужас, он просто не знал о подобном.

- Думаете, ваш фильм повлияет на мировоззрение Европы?

- Один мой фильм, конечно, ни на что не повлияет. Но надо что-то делать, иначе вся Европа снова станет нацистской.

- Вас в Эстонии судили за организацию беспорядков во время сноса Бронзового солдата, но потом оправдали. Можно сделать вывод о независимости и объективности местных судов?

- Во-первых, у нас были хорошие адвокаты. Во-вторых, следствие велось очень непрофессионально, и если бы нас осудили, то через год-другой мы точно бы добились оправдания в Европейском суде. А тогда всплыло бы все, что тогда происходило в Эстонии, в том числе документальные подтверждения того факта, что беспорядки были организованы сотрудниками правоохранительных органов. Так, в материалах суда есть полицейский рапорт о том, что 21 апреля на месте будущего сноса памятника объявлена тайная полицейская операция – это при том, что снос произошел 26 апреля.

- Если вас оправдали, почему вы уехали из Эстонии?

- Меня вынудили так поступить сотрудники полиции безопасности. Эта организация управляется небольшой группой высокопоставленных чиновников, законы они игнорируют в принципе, а по поведению больше всего похожи на представителей CD. Куда бы я не устраивался на работу, следом приходили эти люди и вынуждали начальника отказывать мне. Постоянная и демонстративная слежка, прослушивание телефонов, досмотр переписки, угрозы. В итоге я уехал, но я не считаю себя политическим беженцем – я приехал на свою вторую Родину, где работаю журналистом и занимаюсь общественной деятельностью. Очень надеюсь, что мой вклад поможет остановить то, что я называю неофашизмом.

Беседовал Евгений Зубарев