Posted 28 сентября 2013,, 18:59

Published 28 сентября 2013,, 18:59

Modified 31 марта, 17:06

Updated 31 марта, 17:06

«Послание» с оговорками

28 сентября 2013, 18:59
В Петербурге завершился 23-й международный кинофестиваль «Послание к человеку». На его закрытие никто из представителей Смольного не явился. По слухам, чиновники отчего-то были против присутствия Ксении Собчак.

В Петербурге завершился 23-й международный кинофестиваль документальных, короткометражных игровых и анимационных фильмов «Послание к человеку». Накануне вечером жюри торжественно вручило победителям «кентавров», отметив, насколько высок был уровень конкурсной программы в этом году. Однако без проблем в организации фестиваля все-таки не обошлось.

За последние несколько лет «Послание к человеку» превратилось из малоизвестного мероприятия в заметное событие. Массовому зрителю было не к кому бежать за автографом на красной дорожке – узнаваемые звезды большого экрана по ней не проходили. Поэтому толпа чаще собиралась вокруг журналистки Ксении Собчак, исполнявшей на фестивале обязанности председателя жюри прессы. Но ценители киноискусства точно обратили внимание на то, что в составе жюри трёх конкурсных программ «Послания» в этом году были сплошь знаковые личности.

Председателем национального конкурса, в котором были представлены документальные фильмы из России, стала режиссёр Марина Голдовская, до своего отъезда в США успевшая удостоиться Государственной премии СССР. Главным по экспериментальным фильмам назначили галериста Марата Гельмана. А в международном жюри заседали режиссёр Нико фон Глазов, основатель фестиваля короткометражного кино в Клермон-Ферране Жорж Боллон, киновед Джонатан Розенбаум и другие. Председателем главного конкурса стала режиссёр Мира Наир, в 2001 году удостоенная венецианского золотого льва за фильм «Свадьба в сезон дождей». Также на фестивале были и именитые гости вроде режиссёра Ульриха Зайдля, создателя трилогии «Рай». А вот Алехандро Ходоровски, которого все ждали на закрытии мероприятия, не смог приехать по состоянию здоровья.

Первый недостаток "Послания" обнаружился, как только жюри приступило к работе. Международный конкурс включал в себя слишком много кинокартин, на что пожаловались почти все эксперты. Меньше, чем за неделю, им пришлось отсмотреть 11 полнометражных документальных фильмов, 12 документальных и 10 игровых короткометражек, а также 21 анимацию. Неудивительно, что в итоге сам президент фестиваля Алексей Учитель никак не прокомментировал работу, признанную лучшей - он ее не видел. Что уж говорить о простых зрителях, которые и вовсе не могли следить за конкурсом в рабочее время. Учитель пообещал к следующему разу подумать как над сокращением программы, так и над увеличением её географического ареала. «Послание» становится все более популярным, и только в этом году отборочной комиссии пришлось просмотреть более 5 тыс. фильмов. Но Мира Наир, например, отметила, как мало было картин из Африки. Режиссёр решила заполнить этот пробел и в следующий раз привезти спецпрограмму, снятую ее учениками из Уганды.

В этом году жюри присудило «Золотого кентавра» бельгийской короткометражке «После нее» (As she left), показывающей последствия урагана «Катрина». Режиссёра фильма Александру Лонге в спешном порядке привезли на церемонию закрытия. Изначально девушка не смогла приехать на фестиваль из-за проблем с документами, но после вердикта жюри российская сторона сделала все, чтобы победительница присутствовала на награждении. В итоге режиссёр получила визу за несколько часов. «Вчера был мой день рождения, поэтому вся эта история похожа на фильм. Я совсем такого не ожидала», – рассказала взволнованная Александра Лонге после церемонии. Удивление девушки можно было понять, все-таки «После нее» – это ее первая работа.

Приз за лучший полнометражный документальный фильм тоже получила дебютная картина – чилийский фильм «Женщины и пассажир» (The women and the passenger).

Награду за игровую короткометражку забрала гречанка Анастасия Кратиди с работой «Не прощаясь» (On the threshold). Девушка отметила, что «кентавр» имеет для нее повышенное значение, потому что ее дедушка и бабушка были эмигрантами из России.

Особое отношение к «Посланию к человеку» есть и у Збигнева Чапла, получившего приз за анимацию «Тото». Петербург стал для польского режиссера счастливым городом - он уже второй раз получает здесь награду. Жюри отметило, что история мальчика Тото единогласно была признана лучшей всеми экспертами, настолько было очевидно ее превосходство. А вот «кентавр» за дебют все-таки остался в России. Его получила екатеринбургский художник Анна Буданова за анимационную короткометражку «Обида».

В этом году разросшийся МКФ перекочевал в новый киноцентр «Великан парк» – там проходили почти все показы. Но, как оказалось, не все довольны такой переменой. Получая «кентавра» за лучший полнометражный документальный фильм в рамках национального конкурса, режиссер Родион Исмаилов вспомнил студенческие годы. «Тогда мы ходили на «Послание к человеку» в Дом кино и мечтали получить «кентаврика» на его сцене. Здесь, конечно, не Дом кино, но тоже сойдет», - отметил Исмаилов. Эта реплика оскорбила ведущую церемонии закрытия Екатерину Мцитуридзе, которая только недавно со сцены благодарила владельцев «Великана» - режиссера Федора Бондарчука и бизнесмена Эдуарда Пичугина.

Помимо слишком большой программы фестиваля, были проблемы и организационные, наличие которых Алексей Учитель тоже подтвердил. Режиссер объяснил их издержками роста – команда замахнулась на большое европейское событие, но такого опыта у нее нет. Вот и вышли накладки. Так, почти на каждом показе фестиваля зрители могли пообщаться с создателями фильмов. Казалось бы – прекрасная возможность удовлетворить свое любопытство и побольше узнать о героях и творческом замысле авторов. Но из-за того, что переводом занимались непрофессиональные волонтеры, диалог с иностранными гостями оказался на грани катастрофы.

К примеру, после просмотра короткометражки «Постмортем» (Breathtaking) многие зрители захотели узнать, где же находится огромная коллекция чучел животных, которую режиссер демонстрировал на экране в течение получаса. Создатель фильма отвечал несколько раз, но девушки-переводчицы так и не смогли разобрать название города. В итоге один из организаторов фестиваля выкрутился из неловкой ситуации, весомо заявив, что коллекция находится в Голландии. И только самые любопытные позже прочитали в буклете, что чучела принадлежат Университету им. Мартина Лютера в городе Галле, Германия.

Еще одна проблема заключается в позиции правительства Северной столицы по отношению к «Посланию». С одной стороны, организаторы благодарят Смольный, а вице-губернатор Василий Кичеджи заявляет о том, как он любит и поддерживает документальное кино. «Комитет по культуре дал три миллиона рублей, я дал четыре, город дал рекламу, поэтому там уже собирается десятка. Это большие серьезные деньги», – рассказал замгубернатора о финансировании «Послания». С другой стороны, негласно город гораздо больше поддерживает Петербургский международный кинофестиваль, на котором представлены игровые фильмы. В СМИ появилась информация, что на «Кинофорум», в рамках которого проходил СПМКФ, было выделено 50 млн рублей. Хотя по большому счету этот форум мало кому интересен. В то время как «Послание» - единственный кроме ММКФ российский фестиваль, имеющий категорию «А». Возможно, Петербургу стоит задуматься, как расставлять приоритеты?

"Конечно, фестивалей должно быть много, но городу нужен фестиваль мирового уровня. Пытаться делать фестиваль игровых фильмов и думать о том, что мы потягаемся с Каннами или даже ММКФ — глупо. Нужно находить свою нишу, которая будет привлекать", — отметил Учитель.

Кстати, на закрытие фестиваля никто из представителей Смольного не явился. Как поговаривали в пресс-центре, чиновники отчего-то были против присутствия Ксении Собчак. Какой-то странный способ поддержать мероприятие, финансируемое из городской казны.

Недостаточно большой была и рекламная поддержка, считают члены жюри. Все-таки на многих показах залы были полупустыми, а львиную долю зрителей составляли представители прессы. Поэтому желаемое «послание» "получило" немного петербуржцев.

Софья Мохова