Posted 9 октября 2013,, 15:36

Published 9 октября 2013,, 15:36

Modified 31 марта, 16:55

Updated 31 марта, 16:55

Метро без гастарбайтеров

9 октября 2013, 15:36
Станция «Спасская» наконец получила наземный вестибюль. На строительных работах замечены только отечественные кадры, а автор мозаичных панно подчеркивает русофильский характер своих произведений.

Метростроители Петербурга продемонстрировали журналистам готовность наземного вестибюля станции метро «Спасская», устроив пресс-тур по стройплощадке на Сенной площади и под землей.

Как известно, станция «Спасская» функционирует с 2009 года, но все это время она работала без наземного вестибюля. На сегодняшний день, по словам главного инженера ОАО «Метрострой» Алексея Старкова, построены 85-метровый наклонный ход с четырьмя эскалаторами, которые обошлись в 200 млн рублей, примыкание к станции и наземный вестибюль. Отделочные работы выполнены на 80%, через две недели их обещают закончить. Тогда же будет благоустроена территория снаружи, вокруг вестибюля. Открытие станции для пассажиров запланировано на 7 ноября, к юбилею Великой Октябрьской социалистической революции. При этом вестибюль станции «Сенная площадь» будет закрыт на ремонт и пассажирам придется заходить туда через «Спасскую».

Строительная площадка на Сенной площади огорожена высоким забором, за которым репортер «Росбалта» увидел десятки рабочих и массу строительной техники. Работы ведутся в высоком темпе, при этом никто не останавливал стройку в ходе визита толпы репортеров. Примечательно, что среди десятков рабочих не было видно ни одного гастарбайтера.

«У нас очень высокие требования к квалификации рабочих, поэтому на наших объектах трудятся граждане России – как инженеры, так и рабочие», - объяснила удивительную для современной стройплощадки картину пресс-секретарь ОАО «Метрострой» Екатерина Гигиняк.

А главный инженер Алексей Старков разъяснил коллизию с торговым центром «ПИК-2», который планировался на месте вестибюля. Проект был неожиданно отвернут – когда стало ясно, что на площади будут строить собор Спас на Сенной. Напомним, что местная власть стала благосклонно смотреть на строительство культовых сооружений РПЦ в Петербурге после смены губернаторов – новый глава города Георгий Полтавченко является адептом православной ветви христианства.

«Все говорили, что этот вестибюль будет временным, но я вас уверяю - на самом верху принято решение, что он будет постоянным. А досрочный ввод в эксплуатацию – это не следствие каких-либо ошибок проектирования. Просто раньше вопрос строительства вестибюля рассматривался в комплексе с проблемой наземного здания. Сейчас этот процесс разделили два объекта. Первоочередная задача – запустить вестибюль как транспортный узел, а с наземным зданием будут решать вопрос позже. По текущему плану благоустройства мы закатаем всю площадь вокруг в асфальт. Потом,в рамках будущего проекта благоустройства Сенной площади и строительства храма здесь все будет выполнено в одном архитектурном стиле», - сообщил главный инженер.

Кроме того, в «Метрострое» учли негативный опыт прошлых лет, касающийся методов отделки полов, – ранее на «Адмиралтейской» при вводе станции так качественно отполировали полы, что пассажиры жалуются до сих пор. С учетом жалоб горожан обработка камня, используемого для облицовки пола, будет проводиться по другой технологии – полировать гранит не станут, напротив, нанесут на него специальные риски, чтобы улучшить сцепление подошв пассажиров с полом.

Актуальным стал вопрос с надежностью новых эскалаторов – многие горожане помнили, как сбои этих машин на станции «Адмиралтейская» испортили праздник открытия нового вестибюля.

«Вы думаете, что нас будет теперь такая традиция – ломающиеся на новых станциях эскалаторы? Нет, этого больше не будет. Мы очень тщательно работали с поставщиком, заранее испытали новые машины в своих цехах, и, если какая-то деталь вызывала сомнение, сразу возвращали ее и получали замену. Так что я не сомневаюсь, что при пуске этого вестибюля эскалаторы отработают как надо и дальше тоже выдержат все свои нормативы», - заверил Алексей Старков.

Что же касается внутреннего убранства новой станции, то оно традиционно - для облицовки стен и пола использован желтый камень, а также белый мрамор из Греции, черный и коричневый гранит габбро из Финляндии. Стены украшают мозаичные панно с сюжетами из жизни Сенной площади XIX века. По словам художника мастерской «Смальта. Мозаика» Александра Быстрова, он не согласовывал сюжеты картин своих учеников с кем-либо из администрации города.

«Сюжеты нашей мозаики согласовывались лишь со 150-летней историей Сенной площади. Никакой чиновник, никакой художественный совет не вправе переверстывать историю этого места. С площадью связано многие замечательные события. Вспомните хотя бы слова Некрасова: «Однажды днем часу в шестом зашел я на Сенную. Там били женщину кнутом, крестьянку молодую». Конечно, у нас сейчас не бьют женщин кнутом, но мы видим людей на этой площади – здесь не элита живет, здесь живут люди скромного достатка», - заявил художник «Росбалту».

«Сенная площадь пропитана историей. Площадь всегда принадлежала самому многочисленному классу - малоимущему. Здесь продавали то, что сами выращивали – морковку, капусту, картошку, а не какие-то экзотические фрукты. И персонажи той истории по сию пору живут здесь. Не гастарбайтеры живут, а русские люди! Запомнить это надо! И эти русские люди представлены здесь, на наших мозаиках. Вот на картине Родион Раскольников – он после каторги вернулся в Петербург. Вот Соня Мармеладова. Она растолстела, как все женщины с возрастом. А куда податься Раскольникову после каторги? В депутаты не возьмут, в полицию тоже. Он на Сенной будет ящики Сонечке таскать», - подчеркнул далее Быстров, позируя возле мозаик своих учеников.

Художник поблагодарил метрополитен и православную церковь за возможность выполнять заказы для этих организаций. «У нас редко где можно применить мозаику, всю красоту людям заменил хай-тек. Многие новые сооружения выглядят как аэропорты – все функционально, но без души. Одна отдушина осталась для художников - метро и церкви. Низкий им всем за это поклон, что дают возможность реализоваться русскому искусству», - поблагодарил руководство этих структур Александр Быстров.

Организаторы визита предложили журналистам спуститься вниз, к поездам метро, по уже смонтированным, но еще не подключенным эскалаторам. Там, по подземной платформе станции «Спасская», бодро вышагивали пассажиры, с изумлением рассматривающие толпу журналистов, неожиданно вывалившихся из-за синих стенок временных сооружений.

Правда, на героев романов Достоевского никто из участников этой встречи похож не был.

Евгений Зубарев

Видео можно посмотреть здесь.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.