Posted 25 ноября 2013,, 11:10

Published 25 ноября 2013,, 11:10

Modified 31 марта, 16:12

Updated 31 марта, 16:12

Ракетой по детской преступности

25 ноября 2013, 11:10
Запуски ракет готовят детей к тому, как качественно что-то делать своими руками. Именно так формируется поколение, которое сможет вернуть российскую космонавтику.

В Петербурге прошли городские соревнования по ракетному моделизму среди школьников под названием «Первая ракета». О том, что дает такое увлечение дает юным мастерам, в рамках проекта "Семейная ценность", реализуемого ИА "Росбалт", рассказали участники мероприятия и их педагоги.

Организатор соревнований, выпускник кафедры летательных аппаратов Военмеха Александр Шлядинский рассказал, что вовсе не завидует американцам, для которых запуски частных ракет в стратосферу стали едва ли не национальным видом спорта.

«Надо видеть разницу между готовыми решениями, которые в изобилии предлагают частные фирмы своим покупателям, и нашими кружками, где ребята самостоятельно проходят путь от идеи до воплощения. Все участники этих соревнований сделали свои ракеты сами, а не купили в магазине – это принципиальная разница. Многие мои выпускники работают сейчас конструкторами или ведущими инженерами, а ведь получали свои навыки они у нас в кружке», - объяснил педагог.

Среди десятков детишек, бережно прижимающих ракеты в ожидании своей очереди на запуск, репортер «Росбалта» увидел множество пап и мам с ракетами в руках. «Мой сын Вячеслав участвует в этих соревнованиях, он сам сделал ракету, и сегодня она полетит. Но мне тоже захотелось поучаствовать, и я сделала свою модель. Ох и намучалась же я – особенно трудным был двигательный отсек», - рассказала «Росбалту» директор дизайнерской студии Елена Романова.

«Эти соревнования – не просто азартная игра. Запуски ракет готовят детей к тому, как качественно что-то делать своими руками. Ребята сами клеят, сами разрисовывают ракеты, а те, что постарше, уже проектируют корпусы, используя AutoCAD и другие программные средства. Дети узнают основы физики, реактивного движения и аэродинамики, учатся считать на основе физических законов. Именно так формируется то поколение, которое сможет вернуть российскую космонавтику. Дальнейшие шаги этих ребят – поступление в вузы и работа инженерами там, где они сейчас очень нужны. Ракетный моделизм – очень важный спорт, жаль, что в России он есть только в крупных городах», - объяснил один из педагогов, инженер Александр Хохлов.

Выяснение лучших проходило по очень простому и наглядному принципу – судьи с секундомерами в руках замеряли время, которое продержится в воздухе ракета с момента старта и до момента касания земли. Впрочем, иногда ракеты приземлялись на крыши домов или автомобилей.

В итоге победителем стала команда известнейшего в городе Дома детского творчества – Аничкового дворца, а в личных зачетах финалистами стали ребята выборгского ДДЮТ. Педагог Анзор Малов рассказал, что участие государства в финансировании подобных детских клубов действительно эффективно и помогает решать проблемы подростковой преступности.

«Занятия детей в кружках бесплатные, но некоторые модели, которые задумывают ученики, требуют финансовых вливаний. Но тут нечего жалеть – лечить ребенка от наркомании или вытаскивать из плохой компании обойдется дороже. Среди моделистов не бывает наркоманов или гопников – это увлеченные делом дети, которые умеют ставить цель и добиваться результата. И, конечно, важная социальная роль кружка именно в силу его бесплатности. Часто бывает, записываешь ребенка в кружок, он начинает рассказывать про свою семью, а там папы нет, денег нет, мама вся в работе и устройстве личной жизни. И ты понимаешь, что этот ребенок там никому не нужен», - объяснил Малов.

Многие педагоги отмечали, что государственная поддержка иногда выражается излишним администрированием, когда руководителей кружков наказывают за группы с численностью менее 15 человек.

«Мы работаем индивидуально с каждым учеником, пытаемся развить их в зависимости от индивидуальных качеств каждого ребенка, а нам вдруг говорят – где наполняемость? Мы добиваемся хороших результатов на соревнованиях или видим, как наши ученики поступают в лучшие вузы, а нас наказывают за то, что в классе во время проверки сидело 14 человек вместо 15-ти. Но ведь у нас добровольное посещение, дети приходят к нам как в клуб, чтобы общаться, а если мы будем создавать переполненные классы, чтобы избежать наказаний, то не сможем уделять внимание каждому ребенку», - рассказывают учителя, получающие, кстати, совсем небольшие зарплаты.

Другая проблема – отсутствие российской технической базы. Все комплектующие, в частности, двигатели – это запасы еще советских времен, а импорт двигателей из других стран в Россию запрещен, поскольку до сих пор нет нормативной базы для ракетного моделирования. Внутри страны двигатели производят кустарным способом, как говорится, «на коленке», что, конечно, огорчает российских энтузиастов модельного дела, которые помнят, как в советское время для детей работали целые цеха по производству качественных ракетных двигателей для моделей.

«Раньше нас поддерживали в ДОСААФ, на местных машиностроительных предприятиях, на всесоюзном уровне. Сейчас этой поддержки нет. Мы видим, как смещаются акценты у государства в сторону совсем других целей, когда детям начинают навязывать религиозные догмы вместо того, чтобы давать объективные научные знания и технический опыт. Ракетные модели, полеты в космос в таком контексте выглядят как вызов. Мы надеемся, что ситуация не будет ухудшаться, а наши голоса будут услышаны», - надеются педагоги.

У ракетного моделирования, как и у любого детского спорта, есть свои проблемы и ограничения, но, по словам организатора соревнований Александра Шлядинского, за последние десять лет ребята в Петербурге сильно изменились, причем в лучшую сторону.

«Я работаю педагогом в кружке с 1975 года, могу уже говорить о тенденциях. Так вот, после перестройки к нам долгое время приходили дети, у которых в приоритетах были только деньги и сила. Очень трудно было с ними, приходилось вмешиваться даже в детскую иерархию, чтобы не травили «ботаников». Причем даже из таких сложных детей было трудно набрать группы – не хотели петербургские дети в космос, хотели быть бандитами и менеджерами. А последние десять лет вдруг стали приходить ребята, для которых главный стимул – это знания, эрудиция, умение не просто играть в компьютер, а использовать его в практических делах. Стало модным много знать, многое уметь, быть самостоятельным, дети стремятся в кружки моделирования, у нас даже перебор с желающими. Я очень надеюсь, что это показатель каких-то очень хороших изменений в нашем обществе – ведь именно эти дети, что идут к нам сейчас за знаниями, будут управлять нашим миром через пару десятков лет», - порадовался педагог.

Видео запуска ракет смотрите здесь.

Евгений Зубарев

Проект "Семейная ценность" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.