Цена снимка, или как выжить фотографу

Даже у действительно одаренных российских фотографов почти нет возможности заработать на чистом искусстве. При этом каждый час в мире сотни людей открывают в себе талант к фотографии, лишь купив смартфон.

Каждый час на планете Земля сотни людей открывают в себе талант к фотографии. Обычно озарение происходит после покупки новой модели смартфона. Но даже у действительно одаренных российских фотографов почти нет возможности заработать на чистом искусстве. О том, как реализовать свои амбиции в таких условиях, рассказали петербургские фотографы, посетившие пресс-центр ИА «Росбалт» в рамках проекта «Петербургский авангард».

Вряд ли имеет смысл рассуждать о том, является фотография ремеслом или искусством. Здесь, как и в любой творческой сфере, одно неотделимо от другого. «Не люблю слово «фотохудожник», потому что фото для меня — лишь один из инструментов творчества. Тогда надо говорить «маслохудожник» про живописцев. Но даже сейчас, когда границы прекрасного и ужасного размыты, ремесло является первой ступенькой к искусству. Дальше все зависит от фонаря, который горит в голове у ремесленника», - отмечает фотограф Надежда Кузнецова.

«Без знаний сложно называть себя фотографом, это же профессия», - добавляет фотограф Виталий Смирнов, вспоминая множество терминов, которыми должен оперировать профи. Разве он может не знать, что такое выдержка и диафрагма? С другой стороны, добавляет Смирнов, появление так называемых «мыльниц» «расслабило весь мир». Такие корпорации, как Kodak, внушили людям, что фото — это просто. Стоит только нажать одну кнопку. Многочасовые попытки разобраться в настройках пленочных аппаратов и проявка кадров на кухнях под красным фонарем остались в прошлом.

Теперь молодежь делает фото на телефон, добавляет картинке индивидуальности с помощью стандартных фильтров и — вуаля — восхищение публики гарантировано. А, может даже, твое фото поместят в каком-нибудь СМИ, сейчас многие ресурсы завели для таких целей специальные рубрики. «Тебе нужно быть фотографом!», - советуют друзья. Поэтому от приложений в смартфоне юное дарование переходит к экипировке посерьезней. Тратится на фотоаппарат, штативы и объективы. И здесь все опять упирается в ремесло. Потому что даже с самой дорогой техникой можно сделать ужасные снимки.

Конечно, путь в фотографию у всех разный, говорят профессионалы. Кто-то начинал работать в комбинате бытовых услуг (делал фото на паспорт), кто-то был художником и искал новые способы самовыражения. И хотя в вузах можно получить диплом с гордой специальностью «фотограф», подобные «корочки» никого из ваших клиентов интересовать не будут, справедливо замечает куратор выставочных и образовательных проектов РОСФОТО Игорь Лебедев.

О квалификации фотографа судят по другим документам - за него должно говорить портфолио. К тому же, все зависит от того, чего хочет сам творец. Большинство, конечно, желает конвертировать свои таланты в денежные знаки. И это можно сделать разными способами.

«Существует прикладная фотография. Это когда можно приложить фотографа и к свадьбе, и к заводу, и к фотоателье», - говорит Виталий Смирнов. Со свадьбами и гламурными фотосессиями все понятно. Бешеный спрос рождает предложение с не всегда адекватным соотношением цены и качества. Но наличие профессиональных (или якобы профессиональных) фотографий стало неотъемлемым атрибутом жизни, поэтому люди готовы выкладывать крупные суммы за услуги фотографа. Деньги также можно заработать на рекламных фото, что тоже требует навыка, но к искусству имеет опосредованное отношение. Особняком стоят те, кто снимает для СМИ: от репортажа для информационного агентства до пейзажа в журнале о путешествиях.

Однако есть и фотографы, которые занимаются, если можно так сказать, чистым искусством. Придумывают самостоятельные фотопроекты, снимают некоммерческие портреты и пейзажи. Но позволить себе такое можно лишь в свободное время от основной работы, говорят профессионалы. Потому что россияне пока не готовы платить деньги за покупку отпечатков.

«Арт-рынка в России нет, коллекционеров можно по пальцам пересчитать, да и они, скорее, собиратели. И я не думаю, что это в ближайшее время изменится, для этого нет предпосылок. Поэтому советую фотографам учить английский язык и ездить на европейские фестивали. В США также большой рынок покупки фото», - рассказывает фотограф Яна Романова. Однако она отмечает, что именно в Петербурге сейчас появляется круг фотографов, которые идут в авангарде искусства. Но их работы тем не менее некому покупать. «Лучше всего все равно продаются котята и белочки», - шутят фотографы.

Впрочем, свои работы все равно можно показать — на различных выставках и не только. «Сейчас ситуация меняется в положительную сторону, появилось очень много мест для размещения фото: арт-салоны, гостиницы, рестораны - их представители легко идут на контакт. И публика достаточно активно туда ходит», - говорит фотограф Павел Канторов.

Но его коллега Яна Романова утверждает, что, выставляясь в ресторанах, фотограф может испортить себе репутацию. «Если вы в будущем хотите попасть в музей, нужно стремится в такие места, на такие выставки, которые имеют значение для современного рынка», - отмечает девушка. Однако таких знаковых галерей в Петербурге, кажется, пока не существует.

«Художник не должен пренебрегать никакими возможностями! Пусть выставляется в кафе, в торговом центре, везде, где много людей. Какая разница, где люди увидят его работу. А потом большие галереи сами на него обратят внимание, у них есть кураторы для этого. Если же фотограф не имеет аудитории, смысла делать его выставку нет», - спорит Канторов.

Конечно, к походу в ресторан россияне сейчас более приучены, чем к посещению галерей. «Любая выставка с эпитетом «современная» страшно пугает зрителя, потому что там нужно подключать мозги», - отмечает куратор проектов РОСФОТО Игорь Лебедев. «Чтобы выставка раскупилась, нужен пиар. Вот московские художники для этого сначала устраивают скандалы», - добавляет фотограф Надежда Кузнецова.

В конце концов эксперты сходятся на том, что заработать на некоммерческой фотографии можно, но прожить на это в сегодняшних условиях затруднительно. Тем более, когда рынок извращает понятие о ценности изображения. Фотографы отмечают, что покупка отпечатков для размещения их на футболках и прочих товарах убивает художественную фотографию. Таким образом люди по сути превращают искусство в обычные вещи. И даже участники престижных международных фотоконкурсов становится жертвами спроса. Как только объявляется победитель, за его снимок начинает бороться множество покупателей. Они готовы вкладывать свои средства именно в то фото, которое получило приз. Таковы законы инвесторов.

Способна ли фотография стоять в одном ряду с живописью, и может ли снимок стоить столько же, сколько картина? Казалось бы, ответ очевиден — трудозатраты авторов различны. Но за фото тоже может стоять огромная работа, которую зритель не видит. Возможно, когда осознание этого придет в голову многим людям, фотографы перестанут зарабатывать только на свадьбах и рекламе.

Анна Черникова

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.