Posted 20 декабря 2013,, 11:05

Published 20 декабря 2013,, 11:05

Modified 31 марта, 15:48

Updated 31 марта, 15:48

Ребенка избивают в школе? Терпите

20 декабря 2013, 11:05
В петербургской школе хулиган отрезает девочкам волосы, тыкает в глаза детей ножницами и карандашами, а сам грозится совершить суицид. Администрация заведения бессильна. Отчаявшиеся родители устроили локаут.

Новый закон «Об образовании» не только не помог решить проблему детского насилия и хулиганства в российских школах, а, напротив, усугубил ее. Как и раньше, целые классы послушных и воспитанных ребят может годами терроризировать один ученик, которого нельзя исключить до того, как ему исполнится 15 лет.

Напомним, что депутаты ГД и чиновники профильного министерства, принимая поправки в упомянутый закон, не услышали жалобы родителей и учителей и повысили "возраст безнаказанности" на год - раньше исключить буйного школьника можно было, когда ему исполнится 14 лет.

Примечательно, что, защитив права маленьких хулиганов за издевательства над целыми классами, депутаты на этом не остановились и приняли целый ряд законодательных актов, запрещающих СМИ упоминать конкретные имена и обстоятельства, связанные с подобными проблемами. Тем более запрещена публикация фото и видео таких нарушений. Таким образом, дети могут совершать свои пакости не просто безнаказанно, но в абсолютной медийной тишине.

«Мы были так счастливы, что попали в приличную гимназию, моя дочка искренне радовалась, когда пошла в первый класс. Приятные, вежливые учителя, отличная школа. Но эту радость испортил один мальчик. Его семья приехала в Петербург из какой-то дремучей провинции, где разговаривают только матом и ведут себя соответственно. Этот ребенок может встать посреди урока, послать учителя матом и даже ударить. Детей он тоже бьет, он рослый, дети его боятся. Моей дочери этот мальчик поставил несколько здоровых синяков – ни за что. Несколько раз приносил в школу собачьи фекалии и кидался ими в детей. Администрация школы упирается, один учитель уже уволился, сейчас увольняется второй. А выгнать этого негодяя нельзя. Это все длится второй год, в классе пять семей перевели своих детей в другую школу, и мы тоже сделаем это, хотя очень жалко уходить из такой хорошей гимназии», - рассказала «Росбалту» мать одной из петербургских школьниц.

«К нам в языковую школу, единственную на район, явился мальчик из очень богатой семьи. И начал издеваться над четвертым классом, где учился и мой сын. Вообще не понимал, что такое дисциплина, демонстрировал достаток тем, что в закладках у него пятитысячные купюры были. Унижал учителей, кидался в них деньгами, хамил. Потом и парты переворачивал, и учебники прямо на уроке рвал, и с ножом на учителя и детей бросался. Но мать приносила справку от врача, что ребенок нормальный. Полиция тоже ничего не стала делать – говорили, он же никого еще не убил. Директор родителям сказала: "Терпите, это особенный ребенок, ничего нельзя сделать". Это длилось почти год, а потом наши пацаны его просто отлупили до синяков два раза подряд. И все, стал как шелковый, а потом его перевели на домашнее обучение, и все вздохнули с облегчением», - рассказала другая петербурженка.

Последняя подобная история произошла недавно в одной из школ Красносельского района Петербурга.

«Наши дети уже физически не могут посещать уроки. Стоит вопрос об угрозе жизни. Потому что у нас в классе учится мальчик, который ежедневно подвергает опасности других детей. Он бросается стульями, тыкает в глаза и тело учеников ножницами, карандашами. У нас сорван весь учебный процесс. Классный руководитель вылавливает этого ребенка по всей школе, потому что он грозится выпрыгнуть из окна, мальчик бьет учителя и рвет на ней одежду. Администрация школы разводит руками. У нас была комиссия из РОНО - это тоже не дало результатов», - рассказала мама ученика 1 класса Татьяна Исакова.

У директора этой школы за период с сентября по декабрь скопилось несколько десятков заявлений от родителей, требующих навести порядок в классе. Однако родители буйного мальчика категорически отказываются от любых попыток разрешить ситуацию. Так, прибывшая в школу после очередного скандала бригада психиатров не смогла даже взглянуть на ребенка – это делать им категорически запретили его родители.

Действительно, очередной гуманный закон, на этот раз «О психиатрической помощи», запрещает обследовать подобных детей без согласия родителей или опекунов. Врачи уехали ни с чем, а мальчик продолжил свои развлечения. Последний хит у него - подкрадываться к девочкам на переменах с ножницами в руках и отрезать им волосы.

В результате возмущенные бездействием властей родители объявили школе локаут – на этой неделе целый класс не пришел на занятия. Взрослые говорят, что их дети будут пропускать занятия, пока хулигану позволяют безнаказанно совершать свои нападения.

Только после этой публичной демонстрации, ставшей к тому же достоянием СМИ, администрация заведения нашла решение – буйный мальчик переводится на домашнее обучение.

Специалисты по-разному оценивают уровень проблемы, хотя все признают ее наличие.

«Я считаю, что нельзя сваливать всю ответственность на гиперактивного ребенка. Как правило, главная причина такой активности – желание обратить на себя внимание. Поэтому нужно помочь ему сделать это, но другими способами, например, развивать в школе дополнительные занятия, особенно игровые виды спорта. Нужна слаженная работа школьных психологов, педагогов, администрации. Иногда достаточно перевести такого ребенка в другой класс, и проблема решается», - утверждает директор лицея №369 Константин Тхостов.

Менее оптимистична главный специалист аппарата уполномоченного по правам ребенка в Северной столице Валерия Охинченко. «Мы видим рост количества подобных ситуаций в Петербурге, причем уже с дошкольного возраста. Это тревожит нас, потому что даже один-два гиперактивных ребенка могут сорвать процесс обучения в целом классе. Причем, надо понимать, что перевод таких детей в другие классы или школы проблему не снимает, а перекладывает на других детей и педагогов. Если родители готовы помогать такому ребенку, все решается гораздо проще, но хуже всего, когда родители или вообще не занимаются воспитанием детей, или считают, что у них все в порядке, а к ним просто придираются. Мы сотрудничаем с комиссией по делам несовершеннолетних в тех ситуациях, когда активность ребенка перешла в правонарушения, но у полиции тоже не так много возможностей. При этом надо понимать, что бывают и обратные ситуации, когда целый класс травит нормального ребенка. Любой конфликт требует тщательного разбирательства, и мы всегда призываем участников действовать, исходя из интересов ребенка, а не своих эмоций или симпатий», - рассказала главный специалист.

Уполномоченный по правам ребенка в Петербурге Светлана Агапитова обратила внимание на другую поправку в законе «Об образовании», в которой упоминаются службы примирения. «Новый закон позволяет использовать для решения конфликтов механизм служб примирения, но для этого они должны быть созданы. К сожалению, в учебных заведениях нашего региона таких служб пока нет, хотя закон заработал с 1 сентября и время на их создание было. Так, в Архангельской области они уже работают и достаточно успешно. Нашим школам необходимо внести в свои уставы положения о полномочиях и составе комиссии по примирению – уверена, что это позволит снизить уровень конфликтов до минимума. Тут, конечно, требуется некая активность со стороны комитета по образованию администрации Петербурга – там должны обратить внимание на проблему и инициировать учебные заведения на создание служб примирения. Соответствующие письма мы в комитет направляли, но ответа пока не получили», - рассказала «Росбалту» Светлана Агапитова.

Аналогичный запрос в пресс-службу комитета по образованию администрации Петербурга в начале недели направила и редакция «Росбалта», однако ответа также до сих пор нет.

Интересно, что если в официальных беседах специалисты пытаются искать какие-то позитивные модели поведения для родителей и педагогов, столкнувшихся со школьными хулиганами, то неофициально все опрошенные нами эксперты говорят о неразрешимости таких ситуаций законным образом.

«Если родители хулигана, что называется, «упираются рогом», не идут на контакт со школьной администрацией или, как часто бывает, даже поощряют своего ребенка на неадекватное поведение, сделать ничего нельзя. На Западе в случае любого школьного конфликта воздействуют на родителей, причем попытка уклониться от осмотра психиатром или отказ от контакта с полицией приведет к грандиозным штрафам, а затем и к лишению родительских прав. У нас родители совершенно спокойно в начале каждого года подписывают бумажки о запрете каких-либо обследований своих детей, в том числе и психиатрами, и это считается нормальным. При этом в Петербурге, как и по всей стране, существует внятная, но негласная установка, данная с самого верха, – лишение родительских прав происходит только тогда, когда грань между правонарушением и преступлением пройдена. То есть, грубо говоря, ребенок должен кого-то убить, а родители - помочь ему в этом, чтобы представители власти могли реагировать на таких граждан адекватно. Причем до 11 лет российские дети вообще освобождены от каких-либо наказаний, даже если они перестреляют из автомата целый класс, спокойно смогут придти туда на следующий день и их обязаны будут учить. А уголовная ответственность в России наступает лишь с 14 лет и только по некоторым составам преступлений вроде убийства или изнасилования, но никак не за побои или хулиганство», - сообщил источник в правоохранительных органах, попросивший не указывать его имя и должность.

Результатом подобной политики является ежегодное увеличение индекса детской преступности примерно на 20%, причем растет не только количество преступлений, но и степень их жестокости. Эта тенденция характерна для всей страны, ее замечают тысячи родителей, озабоченных безопасностью своих сыновей и дочерей, но в упор не видят депутаты Государственной думы.

У них другие заботы – последний законодательный акт, предложенный народными избранниками от партии «Единая Россия», касается введения школьной формы для учителей. По замыслу парламентариев из комитета по образованию и комитета по вопросам семьи, женщин и детей, школьным учителям России надо срочно избавиться от слишком ярких цветов в одежде, мини-юбок и кофточек с глубоким декольте.

Других проблем в российской школе, помимо ярких учительских кофточек, наши депутаты просто не видят.

Евгений Зубарев

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.