Posted 17 января 2014,, 19:10

Published 17 января 2014,, 19:10

Modified 31 марта, 15:27

Updated 31 марта, 15:27

Немцев не тронут

17 января 2014, 19:10
В преддверии юбилея полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в Петербурге разгорелся скандал - некто неведомый официально попросил предпринимателей снять рекламу немецких брендов.

В преддверии 70-летнего юбилея полного освобождения советскими войсками Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками (теперь официальное название праздника звучит именно так) в Петербурге разгорелся скандал с мистическим уклоном. Сначала предпринимателей официально попросили снять билборды, "информирующие о брендах немецкого происхождения". Правда потом эта просьба оказалась шуткой неизвестного провокатора.

Накануне петербургские СМИ сообщили о письме, которое получили местные операторы наружной рекламы. Официальный бланк и подпись директора свидетельствовали, что документ пришел из ГУП "ГЦРР", подведомственного Смольному, в частности - комитету по печати и взаимодействию со средствами массовой информации.

"Прошу вас произвести полный демонтаж плакатов, информирующих о брендах немецкого происхождения, во избежание возникновения социального конфликта", - сообщалось в письме.

Предпринимателям наказали демонтировать рекламу на период с 15 по 27 января. Однако запрет должен был коснуться только особо значимых для праздника частей города. В частности, Невского, Пискаревского и Московского проспектов, а также мест, прилегающих к кладбищам, площади Победы и Стрелки Васильевского острова. Печать и размещение новых плакатов было предложено осуществлять "за счет средств компаний".

Журналисты приводили в пример как минимум одну рекламную компанию, которая получила письмо по факсу и даже успела убрать плакаты сети Mediamarkt с нескольких остановок. А среди петербуржцев сразу началась дискуссия о том, не переусердствовали ли чиновники. Потому как проводить параллели между фашистскими захватчиками и немецкими концернами вроде Siemens AG и Daimler AG (производитель автомобилей Mercedes-Benz) все-таки немного странно. И почему бы тогда заодно не отменить все японское и итальянское? И не на несколько дней, а навсегда?

Однако прежде чем СМИ успели вдоволь порассуждать на эту тему, пришла весть из Смольного: документ ненастоящий.

"Мы не давали ГЦРР указаний, связанных с демонтажем рекламы немецкой, японской продукции или товаров любых других стран. Указание было дано, но в нем сказано о том, что необходимо увеличить присутствие социальной рекламы, посвященной празднованию 70-летия полного освобождения Ленинграда от блокады. То есть оригинал документа содержит иную информацию", — сообщил председатель комитета по печати и взаимодействию со СМИ Александр Лобков.

Оказалось, в благородные планы чиновников вмешался некий злоумышленник. Каким-то образом в его распоряжении оказался текст письма об увеличении количества социальной рекламы. По словам директора ГЦРР Юрия Бурунова, провокатор лишь изменил в нем несколько фраз. То, что документы готовились на основе одного файла, выдает орфографическая ошибка. И в якобы фальшивом, и в подлинном документе союз "также" неверно заменен на "так же".

В ГЦРР упоминают, что для операторов привычной практикой является замена коммерческой рекламы на социальную. Правда, такие моменты обычно оговариваются заранее, чтобы коммерсанты не понесли необоснованные убытки. "Социальные" плакаты и баннеры печатаются за счет городского бюджета, а размещением занимаются предприниматели. Подлинное письмо в этом году должно было поступить всего двум операторам - тем, кому принадлежит наибольшее число рекламных площадей на знаковых проспектах.

Однако что-то пошло не так. И чиновники даже сами не понимают, на каком этапе. Оба письма имеют один и тот же номер, оба подписаны Буруновым. Но последний даже не знает наверняка, какой документ был отправлен раньше. Впору звать на помощь Шерлока Холмса. Чиновники, правда, уже инициировали служебную проверку и даже получили некие "предварительные результаты", но детали пока держатся в секрете. По указанию Александра Лобкова расследование должно быть завершено к 29 января.

Сам Лобков предположил, что под маской провокатора может скрываться бывший сотрудник ГЦРР. "За последнее время из организации уволились или были уволены по собственному желанию достаточное количество людей, которые имели доступ к официальным бланкам. И некоторые из них увольнялись не совсем с хорошими ощущениями. Поэтому этот факт также проверяется", - уточнил чиновник.

Директор ГЦРР, в свою очередь, уклончиво отметил, что у него пока нет оснований для таких подозрений. Зато он полагает, что в деле замешаны некие хакеры. "Судя по всему, в ходе проникновения были использованы специальные технические средства", - ответил Бурунов на вопрос о том, как злоумышленник смог получить доступ к документам ведомства. Возможный взлом компьютерной системы директор комментировать не стал, однако из его слов было ясно, что письма-фальшивки отправлялись не только по факсу, но и с официальной электронной почты ГЦРР.

И в комитете по печати, и в ГЦРР не в курсе, были ли уже демонтированы какие-то билборды, пропагандирующие немецкие товары. Но чиновники подчеркивают, что в любом случае не имеют права запрещать рекламу, которая не противоречит законодательству.

"Мы сразу разослали всем компаниям сообщение, что такой ситуации не может быть. Потому что вопрос содержания рекламы относится к компетенции ФАС. Три компании уже отзвонились и сказали, что не получали письма, одна переслала нам фальшивое письмо", - уточнил Бурунов.

При этом глава ведомства выразил удивление по поводу того, что никто из рекламных операторов после получения письма-подделки не позвонил в ГЦРР с резонным вопросом "А в своем ли вы уме?". Можно предположить, что петербуржцы уже настолько привыкли к странным и спорным инициативам, что готовы поверить любому бреду. Сказали снимать - снимем, лишь бы не оскорбить чьи-то чувства. Даже журналистам не сразу пришла в голову идея о подделке документа.

С другой стороны, может, и не было ее, подделки? Вдруг Смольный и правда дал такое распоряжение, но надеялся сохранить его в секрете? А когда все стало достоянием гласности, чиновники вполне могли решить пойти на попятный и выдумали злостного провокатора. Да еще и перенесли часть ответственности на предпринимателей, которые не уточнили информацию, а сразу ринулись исполнять. Впрочем, правдивую сторону этой таинственной истории мы вряд ли когда-либо узнаем.

Софья Мохова