Posted 30 января 2014,, 14:25

Published 30 января 2014,, 14:25

Modified 31 марта, 15:15

Updated 31 марта, 15:15

Психиатрическая «мафия» областного значения

30 января 2014, 14:25
Руководство психбольницы под Тосно подозревают в коррупции. Якобы врачи за деньги госпитализировали одних и выпускали других. Сами психиатры говорят о заказной кампании.

Все руководство психбольницы поселка Ульяновка подозревают в коррупции. Якобы врачи за деньги госпитализировали одних и выпускали других. Сами психиатры говорят о заказной кампании со стороны бывших коллег и даже известного депутата.

В редакцию «Росбалта» обратились теперь уже бывшие руководители психиатрической больницы, расположенной в поселке Ульяновка Тосненского района Ленобласти. Врачи рассказали, что опасаются преследования, прослушивания и даже возможного ареста, и поэтому, пока не поздно, решили обратиться за помощью к журналистам.

Бывший главный врач Татьяна Попова и ее заместитель Игорь Светашов говорят, что сейчас ощущают себя как в дурном шпионском сериале: чуть ли не ежедневно в служебных кабинетах больницы кто-то из коллег находит «жучков», медики чувствуют за собой слежку, врачей увозят на многочасовые допросы, домой к родственникам пациентов приходят целые бригады полицейских. Врачи предполагают, что все их разговоры прослушиваются, а за ними ведется наблюдение. По их словам, на персонал больницы и на родственников пациентов оказывается давление, цель которого — получить признательные показания о том, как «мафиози в белых халатах» вымогали у больных деньги.

«Мы сами - врачи-психиатры, а доведены до настоящей мании преследования. Но наша паранойя объяснима: кампания против нас организована действительно профессионально», - говорят бывшие руководители больницы.

Пару дней назад они оба написали заявления об уходе. Вместе с ними хотели уволиться еще как минимум четверо заведующих отделениями, но их уговорили пока остаться. Сейчас Попова и Светашов поясняют, что постепенно отходят от шока первых дней и готовы бороться за свое честное имя. Если, конечно, их не задержат уже сегодня... По словам Светашова, у него дома даже заготовлен «дежурный узелок» на случай внезапного ареста.

Причиной всему послужило видео, опубликованное на одном из новостных порталов. На видеороликах некий мужчина в белом халате пересчитывает деньги, раскладывает их по конвертам, а также в личной беседе и по телефону с какими-то людьми предлагает «подергать» неких должников «за половые органы» - видимо, таким образом инициируя процесс передачи денег. Судя по подписям и комментариям к видеороликам, речь может идти о том, что герой видео организовывает процесс сбора «дани» с пациентов или родственников пациентов за госпитализацию или, наоборот, досрочную выписку. Кроме того, в одном из эпизодов человек в белом халате требует подчиненную переписать журнал приема больных. Причина, по которой это делается, может быть решающей в этой истории...

«Некоторое время назад к нам больницу на частной «скорой», которая вообще-то не имеет права заниматься психически больными, привезли человека с просьбой его госпитализировать. Человек успел сообщить своему другу, что его пытаются положить «в психушку». На следующий день друг приехал, мы вместе с коллегами вновь обследовали поступившего пациента и пришли к выводу, что по психиатрической части он здоров. Пациента выписали. Но оказалось, что некие люди действительно пытались уложить человека в больницу с тем, чтобы провернуть аферу с жильем жертвы. Также выяснилось, что сотрудник нашей больницы получила взятку за то, чтобы госпитализировать здорового, - вспоминает Игорь Светашов.

По его словам, пострадавшим человеком оказался сотрудник приемной известного петербургского депутата. Этот народный избранник «потом звонил и угрожал, что всех посадит». «Однако тогда — в ноябре 2013 года — никого не посадили, и даже скандала не вышло: инцидент был спущен на тормозах. Либо же заинтересованные лица выжидали момент, чтобы преподнести психиатрическую «мафию» в более выгодном свете», - считает он.

Светашов рассказывает, что тогда, в ноябре, они с коллегой Поповой даже написали заявление в прокуратуру о случае «платной» госпитализации. Как сейчас уверяют врачи, особого секрета в том, что некие люди в больнице за взятки госпитализируют здоровых (либо, наоборот, выпускают больных на свободу), не было. Светашов даже назвал фамилии двух предполагаемых «взяточников» (оба они в больнице уже не работают). По мнению экс-руководителей, нынешняя кампания против них «заказана» именно бывшими коллегами, которые чуть ли не прилюдно пообещали «вернуться и отомстить».

Однако видео — аргумент сильный. У большинства просмотревших эти ролики, да еще вкупе с комментариями и опубликованной расшифровкой плохо различимых мест записи мнение может сложиться однозначное: врач Светашов говорит о дани, которую надо собирать с родственников больных. Отчетливо видна и сама «дань» - деньги, аккуратно раскладываемые Светашовым в конверты. Но вот как сам Игорь Викторович объясняет происходящее на записи.

По его словам, на видео действительно он. Вернее, скорее всего он. Деньги тоже присутствуют, однако они из двух источников, не имеющих ничего общего со взятками.

«Люди нам жертвовали на строительство часовни при больнице. Жертвовали добровольно — кто сколько может. Хотя да, строительство велось незаконно, это мы признаем — материальные ценности никак не оформляли. Но если мы и собирали деньги, то только на стройку. И речь там идет не о миллионах, а о максимум нескольких тысячах рублей, которые собирались для отделки часовни, - говорит Светашов. - То, что я раскладываю по конвертам — это деньги для моей матери, которые отдаю ежемесячно. Я просто обменивал крупные купюры на мелкие, ей так удобнее».

Кроме того, по словам Игоря Светашова, в некоторых местах записи текст не соответствует видеоизображению, кое-где звук явно смонтирован, а в ряде эпизодов голос и вовсе принадлежит не ему. Подтекст тоже, как уверяет Игорь Викторович, притянут за уши: речь в наиболее жестких частях записи идет вовсе не о деньгах и взятках, а на сугубо профессиональные темы. Например, фраза про «отменить ей все» относится вовсе не к наказанию больной за неуплату, а посвящена отмене назначенного лечения по медицинским основаниям. И так, по словам Святашова, почти во всем видео.

В этой истории вообще очень много загадочного — вплоть до скрытой камеры, установленной в кабинете бывшего заместителя главврача неизвестными. При этом странно также и то, что пока в деле нет ни одного заявления от потенциальных потерпевших — от тех, с кого якобы вымогали деньги. Неизвестны также люди, которые сами с удовольствием платили психиатрам за то, чтобы в больнице подольше подержали неугодных или надоевших родственников.

Нет, как ни странно, и подозреваемых, ведь подлинность видео, суть изображенного на нем и идентификацию основных его героев еще предстоит совершить и доказать.

В следственном управлении Следственного комитета по Ленобласти «Росбалту» сообщили, что в курсе истории в Ульяновке, и обязательно подключатся, если это будет входить в их подследственность. В правительстве Ленобласти тоже знают о ситуации, однако комментируют ее довольно скупо: «Специалисты комитета здравоохранения и контрольного управления губернатора Ленинградской области завершили свою работу в ульяновской психиатрической больнице по проверке фактов коррупции. Все документы, имеющие отношение к этой ситуации, изъяты».

В пресс-службе не исключили, что документация будет передана в правоохранительные органы. Также в правительстве сообщили, что на месте продолжают работать сотрудники прокуратуры, полиции и отдела по борьбе с экономическими преступлениями Тосненского района, поэтому комментировать итоги проверки преждевременно.

Главврач и начмед больницы, после выявления в ходе проверки ряда фактов, 24 января написали заявления об увольнении по собственному желанию. Новым руководителем медицинского учреждения назначен человек, который не входил в коллектив медучреждения, — Юрий Боцмановский.

В недоумении пребывает также адвокат психиатров Ксения Воробьева: «Я понимаю, сомнения могут быть... Но я уверена, что человек, который берет взятки, вряд ли стал бы так тщательно фиксировать все эпизоды в тетрадочку. К тому же нет полного варианта записи, есть только сомнительные куски, похожие на смонтированные. При отсутствии потерпевших я вообще не очень понимаю, на чем будет строиться обвинение», - говорит адвокат.

Удалось связаться и с бывшим врачом Ульяновской больницы — с тем самым, которого сейчас Татьяна Попова и Игорь Светашов считают основным «заказчиком» раздувшегося скандала.

Дмитрий М. ответил довольно эмоционально: «Я не желаю зла ни Татьяне Игоревне, ни Игорю Викторовичу. И не собираюсь плясать на крышке гроба. У них недоброжелателей и так хватает помимо меня. Пускай следствие разбирается, кто прав, кто виноват, кто брал или не брал».

Марина Бойцова