Posted 17 февраля 2014,, 12:28

Published 17 февраля 2014,, 12:28

Modified 31 марта, 14:59

Updated 31 марта, 14:59

"Тленинградцы" во фраках и джинсах

17 февраля 2014, 12:28
Тем, кто в молодежной среде желает прослыть интеллектуалом, необходимо слушать классическую и академическую музыку, читать философию XX века, современную литературу и непременно знать Джеймса Джойса.

Быть в курсе того, что происходит в современной академической музыке, должен каждый молодой человек, претендующий на звание интеллектуала. Посещать концерты, на которых исполняется «новая серьезная музыка», также необходимо, как читать современных писателей и философов, считают участники круглого стола "Росбалта", состоявшегося в рамках проекта "Петербургский авангард".

Процесс посещения филармонии у многих связан со стереотипами: состоявшиеся люди в строгих костюмах, с серьезными лицами в течение нескольких часов слушают звуки скрипки или виолончели, а то и целого оркестра. Требуется соблюдать субординацию: не зевать, не смыкать глаз, держать спину, воздерживаться от комментариев. После завершения номера следует аплодировать. А еще желательно прихватить с собой цветы.

Инициатор программы поддержки молодых композиторов Ирина Родионова считает, что, скорее всего, не очень правильно, что филармонию стали посещать люди, не облаченные в вечерние костюмы. Это действительно произошло, но такую данность можно воспринимать исключительно как факт, не более. Ведь уже несколько лет в Петербургской филармонии им. Шостаковича действует абонемент «Концерт во фраках и джинсах», в рамках концертов которого исполняется киномузыка, знакомая молодому поколению, и «легкая» классика. Мероприятия проходят легко и непринужденно.

«Школа молодого бойца» должна помочь «неофитам» включиться в процесс. Известно ведь, что в свое время современники не только слушали, но и порицали произведения Баха и Моцарта, а Верди еще при жизни композитора напевали дворники и трактирщики. Кроме того, в свое время не на шутку разгорелась «война глюкистов и пиччинистов», которая развернулась вокруг признания-отрицания итальянской оперы.

Однако новаторством или "хулиганством" композиторов, музыкантов и критиков не удивишь. Другое дело, чтобы понять, а кто, как и где "нашкодил", необходимо иметь «бэкграунд». Приобрести его можно в той же филармонии. Например, многие ли знают, что сегодня в нашей стране идет спор между последователями немецкой ветви авангарда и «минималистами»? И это при том, что любой современный композитор, как правило, стилистически ненавидит своих соратников по цеху. А существуют ведь еще и «анонимные композиторы» (имена которых, что парадоксально, известны). Хотя подобное можно назвать «стебом».

«Великие произведения разлагаются в течение 300-500 лет, а наши забываются уже на следующий день! Берегите экологию, заказывайте музыку у нас», - утверждают, например, «Тленинградские композиторы».

«Сегодня существует даже определенная мода на современную академическую музыку. Если ты хочешь, чтобы тебя считали в молодежной среде интеллектуалом, то должен слушать не просто классическую музыку, но и современную академическую, читать философию XX века, современную литературу. Джеймса Джойса ты должен знать обязательно. Из всего серьезного пласта музыки, который существует, современная академическая, на мой взгляд, является самой молодежной», - считает председатель Петербургского молодежного союза композиторов, студент консерватории Артур Зобнин.

Молодые люди с образованием, которые сочиняют «новую музыку» не спешат «ударяться в попсу» и отправляться в «чес по стране» в составе очередной кавер-группы. Признания, славы можно достичь и на иной стезе. И для этого не обязательно покидать Петербург.

«У меня сочинение музыки неразрывно связано с исполнительством. Я себя изначально не ощущал в каком-то другом жанре или стиле, кроме как именно современная серьезная музыка. Живется интересно. Нет возможности даже что-то написать для себя, в стол. Как правило, все пишется ради какого-то случая, проекта. Практически все, что было написано, звучит, что не может не радовать. Есть устоявшееся сравнение массовой культуры с фаст-фудом. Но человек не может питаться исключительно такой пищей. Серьезная музыка требует от слушателя определенных усилий. Она является духовной пищей, которая человеку необходима. Я в этом совершенно убежден», - отмечает композитор, скрипач Михаил Крутик.

Считать, что с распространением компьютерных технологий участь серьезного композитора предрешена, также не стоит. Еще в середине 80-х музыкальный теоретик Карлхайнц Штокхаузен в своих «Пяти революциях, начиная с 1950 года» говорил о приходе новой эры, которая связана с распространением персональных компьютеров, благодаря чему возможности занятия музыкой расширились. Эксперт прогнозировал, что профессия музыканта может быть низведена до уровня ремесленника, т. к. начнется использование готовых болванок для написания музыки.

«Компьютер является помощником композитора. Это просто некий инструмент. Например, вначале писали, используя стило, потом гусиным пером, затем шариковой ручкой, теперь есть клавиатура. Но я вас уверяю, вряд ли поэзия Джефри Чосера была бы лучше, если бы он имел в свое время компьютер... Я преподавал в гуманитарном университете на звукорежиссерском отделении. Там есть люди, которые считают себя композиторами, но иногда они даже не знают, что такое басовый ключ. Однако они пишут музыку к спектаклям, кинофильмам. Их охотнее берут на студии, потому что они в курсе того, по какой кнопке надо ткнуть. А потом мы получаем фаст-фуд. Смотрим мыльные оперы, сериалы с примитивной музыкой, в которых композиторами значатся Пупкины и Деткины, которых никто не знает», - заявил композитор, художественный руководитель фестиваля новой музыки «Звуковые пути» Александр Радвилович.

Отчасти с ним согласна Ирина Родионова. Хотя она признает, что «не так уж и плохо», если человек, не знающий нотной грамоты, установил на свой ПК композиторскую программу и начал с ней работать.

«Любой человек стремится к творчеству. Домохозяйка упражняется в кулинарии, неофит сел за компьютер и начал делать музыку. На самом деле это хорошо. Но у нас сегодня все певцы, писатели, поэты и еще все они немножко шьют. Это грустная история, но она случалась во все времена. Я убеждена, что это временное явление», - считает Родионова.