Posted 17 апреля 2014,, 19:36

Published 17 апреля 2014,, 19:36

Modified 30 января, 21:35

Updated 30 января, 21:35

Петербургское удушье

17 апреля 2014, 19:36
Вокруг Северной столицы все плотнее смыкаются кварталы многоэтажек без зеленых зон и социальной инфраструктуры. Власти решили спасать город с помощью обновления Генплана. Но от постройки 80 млн кв. метров жилья никто отказываться не собирается.

Вокруг Северной столицы все плотнее смыкаются так называемые «пояса удушья» - целые кварталы многоэтажек без зеленых зон и социальной инфраструктуры. Власти решили спасать город с помощью обновления Генерального плана. Однако от постройки 80 млн кв. метров жилья никто пока отказываться не собирается.

Видение Смольного по поводу обновления главного градостроительного документа города на депутатских слушаниях в ЗакСе представил вице-губернатор Марат Оганесян. По его словам, планируется изменить концепцию действующего Генплана, рассчитанного до 2025 года. Во многом это связано с принятием новых нормативных документов, в частности, Стратегии социально-экономического развития Петербурга до 2030 года (которая, кстати, еще не утверждена правительством). Этот полный радужных планов проект содержит задачу по превращению Северной столицы в комфортный и безопасный город. Но с комфортом, учитывая хотя бы недавнее появление «гетто» в Шушарах, у Петербурга большие проблемы.

«Прогнозируемое увеличение населения города до 6 млн жителей задает вектор градостроительной деятельности. Но одними квадратными метрами жилья обеспечить все потребности растущего города уже невозможно. Население растет, увеличивается плотность застройки, повышается нагрузка на инфраструктуру. Само время диктует градостроительной политике смещать акценты и приоритеты с количества на качество городской среды в целом», - пояснил депутатам Оганесян.

По словам вице-губернатора, в первую очередь необходимо «обосновать реальные объемы жилого гражданского строительства». И приоритеты теперь должны отдаваться комплексной застройке территорий.

«Под понятие комфорта должно попадать не только ежегодно вводимое количество квадратных метров, но и наличие в непосредственной доступности зеленых зон, социальных объектов, транспортной инфраструктуры, мест приложения труда. Возможно, что ориентирование на обеспечение благоприятных условий проживания населения потребует снижения объемов ввода жилья. Либо, при сохранении прежних темпов, многократного увеличения бюджетных и частных инвестиций в строительство объектов инфраструктуры», - доложил вице-губернатор депутатам.

Оганесян отметил, что даже в так называемом «сером поясе», где находятся промышленные производства, должно быть сбалансированное зонирование. То есть и общественные пространства, и деловая, и жилая застройки. Новая концепция Генплана, разумеется, потребует и модернизации транспортного комплекса, комплексную схему которого вице-губернатор предложил утвердить параллельно с главным градостроительным документом.

Но когда депутаты стали спрашивать Оганесяна о том, как конкретно будет обеспечиваться комфорт, оказалось, что кардинальных изменений пока не планируется. Зоны, ранее отданные под строительство, такими и останутся, а вице-губернатор предложил лишь крайне избирательно добавлять к ним новые и переходить к малоэтажному строительству домов – возводить четырехэтажки с мансардами.

Главный архитектор города и глава КГА Олег Рыбин отметил, что в данный момент петербургский жилой фонд составляет 120 млн кв. метров. Уже сейчас утверждено 158 проектов планировки территорий, которые предполагают строительство дополнительных 60 млн кв. метров жилья. Бумаги о возведении еще 21 млн кв. метров находится в разработке. Впрочем, все это жилье планировалось еще до того, как власть решила ставить комфорт на первое место, то есть мансарды будут не у всех.

«Кто спорит с тем, что малоэтажное строительство - это действительно комфортный формат жилья? Но пятимиллионник на севере не может себе позволить большую протяженность коммуникаций, протяженность дорог. Это потеря ресурсов. И здесь важно, когда какой тип жилья применить. Если мы говорим о малоэтажном жилье в Пушкинском районе – это хорошо, в Петергофе – еще лучше. Но на территориях ближе к центру или территориях реновации малоэтажное жилье просто абсурдно. Здесь нужно строить 10 этажей. А там, где мы по реновации пятиэтажки сносим, может быть. и 20, потому что это себя оправдает. Поэтому эти 80 млн кв. метров жилья – они очень разные», - пояснил журналистам Рыбин.

При этом сами чиновники, которые ранее согласовывали проекты будущего строительства, теперь винят во всем жадных предпринимателей. «Жилье, которое не нужно городу, на котором бизнес зарабатывает деньги, - это ожирение, честно говоря. Наша цель номер один – гуманизация среды. Никто не спорит, что жилье нужно городу. Но нужно внимательно посчитать, насколько оно решает социальные задачи и для кого мы его строим», - говорит архитектор. Поэтому в рамках подготовки нового Генплана чиновники планируют провести инвентаризацию утвержденных ранее проектов планировки территорий и в общем оценить эффективность градостроительной политики с 2005 года. Но пока все эти планы звучат туманно и не обязывают к конкретным изменениям.

При этом одной из главных проблем Петербурга остается появление целых городов-спутников на границе города. Поэтому вице-губернатор Оганесян в своей речи несколько раз повторил тезис о важности совместной работы с Ленобластью. Правда, пока непонятно, как ее проводить. Наши соседи обязаны согласовывать свое строительство только при возможности негативного влияния объекта. Например, при образовании на границе с городом промзоны или полигона.

Однако вице-губернатор пообещал устроить заседание на уровне Минрегиона, чтобы принять с соседним регионом некий совместный план развития. Потому что уже сейчас в Ленобласти планируется строительство примерно 18 млн кв. метров жилья, которое создаст дополнительную нагрузку. «Почти 1 млн жителей области ездит на работу в Петербург, и только 160 тыс. - из города в область. Если мы в ближайшее время не остановим массовую застройку на границе КАД, то доступ до центра будет занимать не час, а шесть часов», - прогнозирует Оганесян.

Говоря о комфорте горожан, Олег Рыбин назвал обеспечение социальными объектами самой просто задачей. Сложнее – обеспечить дома необходимыми ресурсами (водой, энергией), а еще труднее – создать транспортную доступность. «Наша задача – сменить полюса, центростремительное движение на центробежное, создавать рабочие места для людей, которые живут на границе области», - заявил архитектор. Впрочем, о таких задачах говорят уже давно, но пробки от этого не уменьшаются.

Денег на строительство новых транспортных развязок тоже больше не становится. Оганесян рассказал депутатам о документе, предусматривающем, что ОАО «РЖД» потратит на развитие петербургского железнодорожного узла более 173 млрд рублей. Это бы позволило связать центр с городами-спутниками с помощью электричек. Но пока все это на уровне стратегии. В целом же власти уповают на частных инвесторов, то есть тех самых "жадных" девелоперов.

«Действительно, у нас есть некие бюджетные ограничения, но это меня не смущает. Сейчас внедряется много механизмов, например, государственно-частное партнерство, концессии и так далее», - ответил вице-губернатор на вопрос о том, за счет каких средств власти собираются обеспечивать комфорт.

Депутат ЗакСа Борис Вишневский отмечает, что в целом согласен со всеми тезисами чиновников, но хотел бы для начала увидеть какие-то конкретные документы, подтверждающие возможность достижения благородных целей.

«Это был список благих намерений. Пока мы услышали только самые общие соображения о том, как надо бы развиваться городу. У нас и сейчас есть строительная политика, а градостроительной нет. Все сводится к тому, что инвесторы один за другим застраивают свободные участки, принимаются хаотические изменениям ради конкретных инвесторов, как это было с намывом в Сестрорецке или с городом-спутником Южный», - говорит парламентарий.

Впрочем, у чиновников еще будет шанс представить более конкретные формулировки. Прошедшие сегодня слушания были только началом цикла совещаний по проекту нового Генплана до 2025 года. Разработку документа чиновники планируют завершить только к концу 2015.

Софья Мохова