Posted 18 апреля 2014,, 13:10

Published 18 апреля 2014,, 13:10

Modified 31 марта, 14:00

Updated 31 марта, 14:00

Учителей бросают на антитеррористический фронт

18 апреля 2014, 13:10
В Минобрнауки подготовили законопроект об обязательной цензуре детских блогов. Идея вторжения государства в жизнь школьников вызвала резкие комментарии общественности.

Начальник отдела гражданской обороны и охраны труда департамента государственной службы, кадров и мобилизационной подготовки Министерства образования и науки РФ Валерий Бугровский потряс образовательное и научное сообщество России, разместив на официальном правительственном сайте от имени министерства уникальный документ. Это проект постановления правительства РФ «Об антитеррористической защищенности организаций, осуществляющих образовательную деятельность», который предполагает, среди прочего, обязать все российские школы и вузы следить за активностью учащихся в Интернете.

Авторы законопроекта всерьез требуют, чтобы школьные учителя и преподавали вузов проводили регулярный мониторинг «наличия персональных сайтов и страниц в Сети среди обучающихся и работников организации», а также вели статистику посещаемости «обучающимися и работниками организации Интернет-ресурсов, форумов, блогов и сообществ в социальных сетях в целях распространения информации террористической и экстремистской направленности, в том числе информации околорадикального толка». Кроме того, руководитель каждого учебного заведения должен будет составлять подробное досье на тех, кто «склонен к нарушению установленного режима и проявляет интерес к террористической и иной неправомерной деятельности». Эта информация должна незамедлительно передаться в ФСБ и МВД. Результатом подобной работы станет некий «паспорт безопасности школы», без которого учебное заведение не сможет функционировать.

Судя по тексту законопроекта, его действительно писали люди, страшно далекие от юриспруденции. К примеру, определение «информация околорадикального толка» является бессмысленным словосочетанием и легко применимо даже к тексту самого законопроекта. Однако свежая идея Министерства образования выглядит логичной в ряду последних инициатив Госдумы, легализовавших цензуру в Интернете, расширивших полномочия спецслужб и усиливших контроль за Интернет-трафиком со стороны провайдеров.

Впрочем, идея вторжения государства в частную жизнь детей вызвала очень резкие комментарии общественности. Так, почетный работник образования России, директор знаменитого петербургского физико-математического лицея №239 Максим Пратусевич в разговоре в «Росбалтом» назвал инициативу министерства нелепой и невыполнимой.

«Даже если предположить, что у работников школ и вузов найдется время для мониторинга социальных сетей, дети в ответ начнут прятаться под псевдонимами или обсуждать свои проблемы на закрытых форумах. Это нелепая и, по сути, невыполнимая инициатива, которая, однако, позволит чиновникам избавляться от неугодных руководителей под предлогом несоблюдения ведомственных инструкций», - заявил директор.

Ректор Государственного университета аэрокосмического приборостроения Анатолий Оводенко высказался еще более радикально. «Если министерству совсем делать нечего, оно может заниматься и подобной белибердой, но мы этим заниматься не будем. Как можно преподавателей обязать лезть в личную жизнь учащихся? Нам важно, чтобы студенты хорошо учились, посещали лекции, имели пристойный внешний вид и тому подобное. Но лезть на их частные странички в Интернете мы не будем. И потом - это просто невозможно. У меня 12 тысяч студентов в вузе – я что, должен создать бригаду для просмотра всех их форумов и блогов? Я не буду этого делать, это вздор какой-то», - уверен Анатолий Оводенко.

Председатель Российского студенческого союза в Петербурге Николай Артеменко тоже не поддержал министерство. «Иногда мы наблюдаем позитивные инициативы министра образования Дмитрия Ливанова, но не в этот раз. Примечательно, что попытки реализовать идею наказания за активность в социальных сетях уже осуществляются на практике - в университете профсоюзов в Петербурге или в связи с публикациями профессора МГИМО Андрея Зубова в Москве. Предлагаемый министерством законопроект легализует преследования за инакомыслие, что прямо нарушает Конституцию страны», - сообщил Артеменко.

Согласен с ним и председатель петербургского городского родительского комитета Михаил Богданов. «Я сам учитель, и я не понимаю, как можно на практике реализовать этот законопроект. Если бы мне директор сказал идти и мониторить социальные странички своих учеников, я бы его просто послал. Это задание никак не связано с моими профессиональными обязанностями, к тому же такая работа должна отдельно оплачиваться. Плюс надо заметить, что сейчас учителя не занимаются воспитанием детей – это все убрали из обязанностей школьных работников. Но даже если решат вопросы оплаты и обяжут мониторить, возникнет второй вопрос. Вот, нашли ребенка, который что-то там злое или глупое написал. И что? Где, в каком законе прописано, что надо за это наказывать ребенка? Я очень надеюсь, что юридические службы завернут законопроект как невыполнимый. У нас в стране есть профессиональные организаторы, которые занимаются молодежными объединениями, вот пусть они и работают», - заявил учитель.

Впрочем, «Росбалту» удалось найти специалиста, однозначно поддержавшего инициативу Министерства образования и науки. Директор петербургского лицея №369 Константин Тхостов полагает, что российские дети не должны оставаться в Интернете без присмотра.

«Во-первых, инициатива министерства - это лишь законопроект. Мне кажется правильным, что общество имеет возможность обсудить проекты законов перед их принятием. И если там будут недочеты или ошибки, мы все дружно их поправим. Во-вторых, что касается содержания: все, что направлено на защиту наших детей, - это благо. Участие в интерактивной жизни школьников со стороны педагогов – это очень хорошо. Бывает, читаешь некоторые странички учащихся, и страшно становится – сколько там всякого злого, глупого и ненужного. Поэтому защита детей – это благое дело. Если все правильно организовать, то можно защитить школьников от попадания в реакционные информационные потоки. Ребенка нужно правильно сориентировать, нельзя отпускать его в свободное информационное плавание, нужно защитить его от экстремистских идей. Я не вижу ничего страшного в том, что эта обязанность будет возложена в том числе и на учителей», - заметил директор лицея.

Сейчас в Рунете опубликованы тысячи критических отзывов на законопроект как в виде профессиональных статей, так и в виде сообщений на форумах и в блогах. Однако Министерство образования России так и не провело свой мониторинг реакции общественности на законопроект. На официальном сайте ведомства эта проблема не упоминается, а от оперативных комментариев по телефону представители министерства отказываются.

До конца публичного обсуждения законопроекта на Едином портале осталось 13 дней, однако в комментариях там опубликованы мнения всего семи экспертов. Двое из них поддерживают закон, а пять – критикуют. Какое решение будет принято на основании подобного расклада, пока неясно.

Евгений Зубарев