Posted 14 июля 2014,, 15:38

Published 14 июля 2014,, 15:38

Modified 31 марта, 12:37

Updated 31 марта, 12:37

Первый прыжок, ставший последним

14 июля 2014, 15:38
В воскресенье в Ленобласти погибла 18-летняя парашютистка. И этот несчастный случай далеко не первый. Специалисты уверяют, что избежать многих трагедий можно было бы, изменив подход к обучению и знакомству с небом.

Каждый год небо Петербурга и Ленобласти забирает жизни людей, рискнувших выйти из самолета с парашютом за спиной. Гибнут как спортсмены, имеющие опыт в сотни прыжков, так и «перворазники», которые смогли испытать свободное падение лишь один раз. В воскресенье в 47 регионе произошла очередная трагедия - погибла 18-летняя девушка. Этот несчастный случай снова поставил вопрос ребром: может, что-то в организации ознакомительных парашютных прыжков делается не так? Одни специалисты уверяют, что стопроцентной гарантии безопасности в этом авиационном виде спорта не даст никто, другие говорят, что избежать многих смертей можно было бы, изменив подход к обучению и знакомству с небом.

18-летняя Марыся приехала на аэродром Гатчинского АСК ДОСААФ России, который располагается недалеко от деревни Старые Черницы, вместе с друзьями. Девушка хотела испытать себя, как это бывает у тысяч молодых людей: адреналин в кровь, новые ощущения, да и будет потом чем похвастаться перед знакомыми. Как и положено, прошла трехчасовую подготовку — как нужно ставить ноги, чтобы обошлось без травм при жестком приземлении, при каких случаях следует дергать «запаску», как себя вести, если на пути оказалось дерево, пруд или линия электропередач и так далее. Стандартный инструктаж, по которому благополучно прыгнули уже сотни тысяч «перворазников».

Существует два варианта открытия десантных парашютов, на которых в большинстве случаев в России совершаются первые прыжки: принудительное и самостоятельное. При принудительном открытии все, что требуется от начинающего покорителя неба — на размахивать руками, отделиться от самолета и убедиться, что купол при помощи фала открылся правильно. Никакого кольца. Самостоятельное открытие предполагает наличие такого кольца, за него следует дернуть через определенное время после выхода из самолета. В случае с погибшей девушкой это время составляло три секунды.

«Один из факторов, который мог сыграть роль, - это не вовремя открытый парашют. Она дернула кольцо сразу же после отделения, поэтому парашют открылся на несколько десятков метров выше. Кроме того, у девушки был маленький вес — всего 49 килограммов. Она находилась в воздухе больше на несколько секунд, они и стали роковыми», - рассказал «Росбалту» начальник штаба Гатчинского авиационно-спортивного клуба Владимир Богатников.

Он уверяет, что выброска парашютистов проходила правильно, и все остальные, кто отделялся перед Марысей, пришли ровно на площадку. Девушка же, как и положено с ее небольшим весом (минимальный для прыжка — 45 килограммов), шла последней — восьмой. Ее отнесло на несколько метров от площадки приземления, прямо на линию электропередач.

При инструктаже всем «перворазникам» рассказывают, что нужно делать, если столкновения с ЛЭП никак не избежать. Например, необходимо касаться не более одного провода одновременно, а также отталкиваться от него ногами. Девушка схватилась за провода 10 кВ руками. Полученная электротравма, как говорится в сухих сводках, оказалась несовместима с жизнью.

Специалисты от авиации, выпускающие в небо таких вот юнцов, говорят, что случившаяся трагедия — лишь стечение обстоятельств. Никогда нельзя быть на 100% быть уверенным, что все пройдет гладко. Даже опытные профессионалы допускают порой роковые ошибки. Так, например, лет 10 назад в Калининградской области на ЛЭП погиб парашютист, имевший за плечами более 200 прыжков. Погиб по ужасной случайности — от удушения проводом. А в 2012 году на аэродроме "Сиворицы" в Ленобласти опытный спортсмен также с двумя сотнями «прыгов» при построении маневра не справился с техникой управления парашютом и упал с большой высоты.

Однако в том, что травмируются и гибнут «перворазники», есть не только «воля судьбы», но и порой безответственное отношение самих «прыгунов» к парашютному спорту. «Многие из тех, кто приходят обучаться, воспринимают это как аттракцион, а не как прыжок с парашютом. Не понимают всей ответственности и опасности, хотя это первое, о чем мы предупреждаем на инструктаже. Нужно внимательнее относиться к своим действиям и действиям инструктора», - отмечает Богатников.

Эксперты уверяют, что десантные парашюты, Д-6, или так называемые «дубы», - одни из самых надежных. И вероятность нераскрытия или перекрутки строп (при правильной укладке и действиях самого парашютиста) крайне невелика. Однако порой все достоинства этих парашютов меркнут, когда в системе — напуганный новичок. Именно поэтому некоторые инструкторы выступают категорически против обучения на «дубах».

«Я против ознакомительных прыжков на круглых парашютах. Первый прыжок должен быть только в тандеме на «крыле». Во всем мире с круглой техникой уже не прыгают. Эти парашюты надежны, да, но для десантников, их этому обучают. А за два-три часа научить «перворазника» невозможно», - поясняет имеющий более 1500 "прыгов" инструктор AFF и тандем-прыжков одного из петербургских аэроклубов. Имя он просит не публиковать, поскольку авиационная братия — слишком узкий круг людей, а он не хотел бы обидеть коллег.

По словам эксперта, круглый парашют практически неуправляем. Именно поэтому у погибшей девушки не было шансов уйти от столкновения с линией электропередач. «У такой техники нет горизонтальной скорости. Подул ветер, его снесло. В воскресенье была сильная тяга — у нас даже «крылья» ушли за пределы площадки», - говорит инструктор.

Уже давно на смену классической программе подготовки парашютистов, включающей в себя прыжки на десантной технике, пришла современная программа AFF. Она начинается с прыжка в тандеме и заканчивается самостоятельными прыжками на "крыле". Сторонников, как и противников, у обоих программ масса, но наверняка можно сказать одно: самостоятельный прыжок с 800-900 метров на неуправляемом парашюте куда опаснее контролируемого прыжка с инструктором. В качестве аргументов против Д-6 специалисты приводят, в частности, капризность питерской погоды, жесткое приземление (нередки переломы ног) и чисто психологический фактор одиночного полета.

На вопрос — не нужно ли увеличить возраст допуска к прыжкам (с 14 лет при письменном разрешении родителей и с 18 лет, когда душе угодно) — специалисты однозначно не отвечают. Так, по мнению Богатникова, водительские права тоже выдают с 18 лет. При этом «прыгать с парашютом не сложнее, чем управлять транспортным средством». А несчастных случаев со смертельным исходом куда меньше, чем на дорогах, потому что «отношение к этому несколько другое», поясняет еще один инструктор. Он, кстати, уверен, что в повышении «допускного» возраста нет смысла, потому что если человек хочет приключений, он их найдет. Только не в аэроклубе с подготовленными инструкторами, а со сверстниками на какой-нибудь трубе, занимаясь так называемым роупджампингом.

Сейчас полиция устанавливает причины гибели молодой парашютистки. Даже ОАО «Ленэнерго» начало свою внутреннюю проверку, однако она вряд ли покажет что-то существенное. По словам начальника штаба Гатчинского АСК ДОСААФ России, все объекты, в том числе ЛЭП, находятся на нормативном удалении от аэродрома и, в частности, площадки приземления.

18-летней Марысе просто не повезло, так может не повезти каждому. Как говорится, никогда не знаешь, когда Аннушка разольет масло. Подобные несчастные случаи не отвадят любителей экстрима и просто «больных небом» от покорения новых высот. Однако идея, что пора уже что-то менять, давно висит в воздухе.

Мария Бочко