Posted 18 июля 2014,, 13:17

Published 18 июля 2014,, 13:17

Modified 31 марта, 12:32

Updated 31 марта, 12:32

Муниципалы в зеркале скандалов

18 июля 2014, 13:17
Таким количеством скандалов на этапе регистрации претендентов мунвыборы, пожалуй, не знаменовались ни разу. Как жалуются не допущенные к подаче документов, им противодействовали с особой прямотой и даже грубостью.

"Росбалт" продолжает цикл "Муниципальные хроники", в рамках которого читатели знакомятся с ролью муниципальной власти в современной жизни города.

Как это ни парадоксально звучит на фоне разгорающейся избирательной кампании, политическая активность муниципалов в Петербурге сведена к минимуму. То, что происходит вокруг них, называется скандалами, но, к сожалению, не политикой. И именно так отражается в СМИ. Сегодня поставлена точка в одном из них – истории вокруг сбора подписей депутатов самоуправления кандидатами в губернаторы. Самое время вспомнить типичные поводы, по которым муниципалы города попадают в центр скандалов.

Можно сказать, что органы самоуправления в Северной столице деполитизированы. Действительно, о какой политике можно говорить в тотально однопартийных советах, где большинство всегда принадлежит «Единой России»? На последних муниципальных выборах депутатами стали 1565 человек. Из них лишь 100 с небольшим представляли «Справедливую Россию», 40 – коммунистов и, по разным подсчетам, 10-15 – «Яблоко». Теперь муниципалов осталось 1409, и условных оппозиционеров тоже стало меньше.

Политику в муниципалитетах сегодня заменили скандалы. Обычно вокруг выборов – что своих, «маленьких», что «взрослых» – парламентских или губернаторских. Именно по нелицеприятным поводам муниципалы оказываются на страницах и экранах городских и даже федеральных СМИ. Но и в скандалах они не самостоятельны. Ведь «в печать» депутаты попадают не из-за своей, а, как правило, из-за чужой активности – хоть реальной, хоть медийной.

Регистрация до драки

Как раз сейчас завершается подача документов кандидатами в муниципальные депутаты Петербурга – их выборы, напомним, должны пройти в единый день голосования 14 сентября 2014 года, одновременно с губернаторскими. Надо сказать, что таким количеством скандалов на этапе регистрации претендентов наши выборы, пожалуй, не знаменовались ни разу. Как жалуются не допущенные к подаче документов оппозиционеры, им противодействовали с особой прямотой и даже грубостью. Методы не сложны.

В большинстве случаев «нежелательных» кандидатов в муниципалы разными способами просто не допустили в избирательные комиссии. Зачастую от них скрывали информацию о работе ИКМО. Так было, к примеру, в поселке Левашово. Здесь не смогли зарегистрироваться самовыдвиженцы. Сначала потенциальным кандидатам не предоставляли информацию о том, где, когда и как будет работать комиссия. Расписание появилось за двое суток до конца регистрации. При этом один из дней был объявлен выходным, а в последний ИКМО работала лишь два часа. В день Х самовыдвиженцы застали в муниципалитете очередь страждущих, в которую и записались. Однако регистрацию прошли только те, кто содержался в загадочном списке «очередников» самой ИКМО.

Оппозиционеры две недели искали комиссию и в МО «Черная речка». Но когда она обнаружилась, то стала работать не по расписанию, так что претендентам было никак не совпасть по времени с муниципальными чиновниками. В последний день регистрации ИКМО вообще была закрыта, хотя и должна была работать. В итоге «пролетели» около 30 человек.

В МО «Московская застава» рассказывают о провокации. В предпоследний день подачи документов сюда прибыла группа юношей в футболках «Справедливой России» - что особенно поразило реальных представителей этой партии. Молодые люди оттеснили других участников очереди. И, хотя сами не имели никаких документов для регистрации, стояли до упора, утверждая, что они – самовыдвиженцы.

Группа атлетичных незнакомцев фигурировала в «деле» по вытеснению из очереди подателей заявлений от оппозиции в МО №15. Последних особо обидело то, что они дежурили под комиссией уже несколько суток кряду. В какой-то момент у оппозиционеров сложилось впечатление, что члены комиссии просто пропали. Оппозиционеры, как по старому анекдоту, даже начали волноваться и собирались уже подать заявление об исчезновении людей в полицию. Но ситуация исправилась.

Аналогичный случай – в «Красненькой речке». Там тоже работало «подкрепление криминального вида» из числа представителей нетитульной нации. Как утверждают некоторые кандидаты, в какой-то момент в комиссию пришел еще и провокатор-наркоман, который пытался затеять драку.

В общем, ИКМО прятались, иногда буквально баррикадировались, путали кандидатов ненастоящим расписанием своей работы, принимали документы только у «единороссов» и с «черного входа». Оппозицию физически оттесняли, пугали полицией, казаками и прочими активистами, некоторых обещали «выкинуть в окно», иным грозили «допререкаться до больницы». На нарушения жаловались представители «Справедливой России», «Яблока», «РПР-ПАРНАСа», «Гражданской платформы» и «Сил добра». А вот про КПРФ, к примеру, ничего не слышно.

Процесс выдвижения оказался настолько странным, что глава ЦИК Владимир Чуров письменно попросил прокурора Петербурга Сергея Литвиненко взять под контроль муниципальные выборы. Но, кажется, только этот факт и вызвал интерес у федеральных СМИ. И то – неактивный. Это понятно. На фоне украинских событий или аварии в столичном метро муниципальные скандалы локальны и остаются уделом региональных медиа. Причем в основном – сетевых.

По просьбе «старших товарищей»

Другое дело – место муниципалов Петербурга в комбинациях с участием крупных политиков. Политический бомонд, прямо скажем, их использует. Роль известного персонажа «в старом польском преферансе» депутатам самоуправления прописывают федеральные политики. Внося в законы нормы, которые, по идее, должны повысить роль самоуправления, российские законодатели наоборот превращают местные советы в инструмент обеспечения «нужного результата», которым пользуются «старшие товарищи» званием помладше – региональные.

Свежий пример с выдвижением кандидатов в губернаторы Петербурга. История у всех на слуху. Так называемый муниципальный фильтр при выдвижении изобретен, формально - ради улучшения политического веса советов. Теперь от них вроде бы многое зависит. Претенденты на мандат главы города обязаны – после подачи документов в Горизбирком – собрать не меньше 156 подписей муниципальных депутатов из 84 советов (всего их 111). То есть для регистрации кандидата нужна поддержка десятой части всех депутатов от трех четвертей всех советов. Только их визы являются допуском к кампании.

Что на практике? Известно. Потенциально главными конкурентами этих выборов могли стать врио губернатора Петербурга Георгий Полтавченко и думский депутат от «Справедливой России» Оксана Дмитриева. Почти сразу после подачи заявлений в Горизбирком стало понятно, что выдвижение Дмитриевой блокируется. По информации на момент старта кампании, поголовно все муниципалы из 28 советов собирались оставить свои подписи за любого претендента, кроме Дмитриевой. Оставалось всего 83 «свободных» муниципалитета. При том, что муниципал вправе оставить лишь один росчерк. 1 июня «Единая Россия» отчиталась о сборе тысячи подписей своих представителей. Остальные подробности перечислять бессмысленно. Хотя соотношение оставленных за кандидатов виз менялось. Не очень интересно ни то, передали в итоге «медведи» свои подписи кому-то из других кандидатов, кроме Полтавченко и Дмитриевой, ни то, подписались ли за Дмитриеву «яблочники», выдвигавшие Анатолия Голова. Сейчас не важно даже то, насколько конституционно собирать в пользу одного из претендентов слишком много подписей – это, как известно, мешает разнообразить меню электората и не нравится Конституционному суду РФ. Важно, что Оксана Дмитриева к выборам не допущена. Благодаря послушанию большей части муниципального корпуса.

История, понятное дело, широко освещается в прессе. Как всегда, в качестве казуса. Не зря говорят, что Петербург всегда служит площадкой для «обкатки» новых выборных приемов.

Напомним и про судьбу предшественницы Георгия Полтавченко, сегодня – спикера Совета Федерации РФ Валентины Матвиенко. Когда в 2011 году потребовалось сменить главу Петербурга – не будем обсуждать, кому и зачем – возникла идея выдвижения Матвиенко в Сенат. Но членом СовФеда к тому моменту мог стать только муниципальный депутат, а очередных выборов в советы летом 2011-го не предвиделось. Тут же нашлись добровольцы – сразу несколько советов досрочно сложили с себя полномочия. Выборы прошли по экстренной схеме. Валентина Матвиенко выступила кандидатом в округах «Красненькая речка» (Кировский район) и «Петровский» («Петроградский»). Выиграла в обоих, набрав показатели, близкие к 95%. Выбрала мандат от «Красненькой речки» и успешно выдвинулась в сенат по квоте нового главы Смольного – Полтавченко.

Тон комментариев в прессе о роли муниципалов в этой операции мало кого смутил.

Настоящих буйных мало

Образ муниципалов Петербурга в СМИ несколько оживляют всплески оппозиционной активности. Правда, случаются они предельно редко, но скажем спасибо и за то, что они разнообразят наше скромное меню.

Самые громкие скандалы последних лет были связаны с поведением кандидатов и депутатов от «Справедливой России». Так, постоянно действующей горячей точкой пару лет выступал округ «Автово», где «эсеры» уверенно удерживали позиции на выборах, но итоги голосования по разным причинам отменялись. Противостояние продолжалось с 2009 по 2011 год. И выливалось порой даже в физическое. Однажды кандидаты от «эсеров» и их противники стояли друг против друга «стенками» в момент подачи документов на регистрацию. А в марте 2011 года дело дошло до реальной драки прямо на одном из избирательных участков. Потасовка произошла между главой избиркома и главой муниципальной администрации (тот был «справедливороссом»). В итоге совет все же остался за «эсерами».

Другой пример – противоположного толка. Еще в 2009 году «Справедливая Россия» победила в двух советах Адмиралтейского района – «Сенной округ» и «Коломна». Партия получила также часть мандатов в округе «Адмиралтейский» и могла бы контролировать весь Адмиралтейский район. Но после формирования советов разразился внутрипартийный скандал. Новые депутаты «Коломны» отказались избрать своим председателем кандидата, полуофициально рекомендованного партийным начальством. В том числе – куратором выборов в районе от «эсеров», депутатом Законодательного собрания Сергеем Соловьевым. После этого ЗакС неожиданно принял в закон об МСУ города поправку о лишении «Коломны» почти всех бюджетных полномочий. Тогда говорили, что «старшие» эсеры руками парламентского большинства наказали непослушных муниципалов. Но в итоге дело закончилось переходом муниципалов–«справедливороссов» в «ЕдРо». Что называется, обиделись и ушли. И даже Сергей Соловьев посчитал «Единую Россию» более безопасным и перспективным проектом. «Эсеры», не договорившись, перечеркнули собственный успех на выборах.

За чужим локомотивом

Еще один способ обнаружить истории о петербургских муниципалитетах в СМИ – поискать, какие из них упоминаются в связи с «медийными персонами». Так, наши советы «всплывают» на поверхность благодаря чужим известным фамилиям. Правда, истории эти тоже из разряда казусов и даже анекдотов.

В 2009 году свои «пять минут славы» получило муниципальное образование «Коломяги». Его представитель, начинающий депутат совета Антон Криницын, попал на встречу актива молодежи «ЕдРа» с на тот момент президентом страны Дмитрием Медведевым. И – что, помнится, поразило многих – не побоялся пожаловаться главе государства на городскую бюрократию. Криницыну, по его словам, 2,5 года не давали открыть автомойку. Диалог вышел в вольном стиле: «И на какой из 17 инстанций вас «обломали? Вас в течение года водили за нос?» (это Медведев); «Да, у нас в Питере это практикуется» (Криницын). Президент даже выпытал у молодого депутата фамилию виновного в волоките – им был, по мнению Криницына, глава Приморского района Юрий Осипов.

В том же году сын Бориса Грызлова (тогда он был спикером «ГосДумы» и главой всего «ЕдРа») Дмитрий выдвинулся кандидатом в муниципалы. «Партия власти» рекомендовала ему округ «Волковское» Фрунзенского района. Но Грызлов-младший решил самовыдвинуться в соседнем «Георгиевском». Сначала – неудачно, потому что подписи в поддержку кандидата были признаны фальшивыми. Потом – успешно, причем пытался вести за собой целый блок имени себя из 20 кандидатов. Только единицы из них прошли регистрацию, а сам Дмитрий выборы проиграл. По итогам заявил о давлении «административного ресурса» и скверном поведении руководителей регионального «ЕдРа».

И, наконец, о веселом. Сообщество муниципальных депутатов Петербурга может похвастать тем, что в его составе есть свой эпатажный персонаж. Это представитель совета «Смольнинское» и партии «Коммунисты России» Сергей Малинкович. Его фамилия чаще многих упоминается на лентах новостей, некоторые называют его «одиозным». Все благодаря инициативам вроде предложения арестовать знаменитого заокеанского кинорежиссера Джеймса Кэмерона за то, что он будто бы «списал» образ планеты «Пандора» в фильме «Аватар» с произведений российских фантастов Стругацких. Или – даже лучше – «Коммунисты» предлагали заменить концерт Мадонны в Петербурге на выступление депутата ЗакСа и автора «гомофобного закона» Виталия Милонова. Ради экономии, по мнению активистов, можно было использовать для политика гардероб певицы.

Вот только муниципальное образование «Смольнинское», похоже, не сильно афиширует свою связь с Малинковичем.

Татьяна Горячева