"Негативная энергия заставляет действовать"

Александр Волков - создатель альтернативного танцевального стиля Fusion. Когда он танцует, идет борьба между демонами и ангелами. И побеждают всегда демоны.


© Фото из архива Александра Волкова

ИА "Росбалт" продолжает проект "Петербургский авангард", посвященный горожанам, которые находятся впереди, в авангарде культуры и искусства. Наш нынешний герой — яркий и самобытный танцор, талантливый педагог и хореограф, суперфиналист украинского проекта "Танцуют все", и, что особенно интересно, - создатель альтернативного современного стиля Fusion (эдакая "эстетика ужаса") Александр Волков. Танец в его исполнении - это не просто движения под музыку, а целая история, загадочная и манящая. Александр настолько отдает себя в танце, настолько входит в роль и так чувствует музыку, что у зрителя складывается впечатление, будто его тело создает ритм и мелодию. Многократный победитель и обладатель гран-при различных всероссийских и международных фестивалей Александр Волков также является членом Лиги танцев Санкт-Петербурга.

— Расскажи о своем становлении. Как ты пришел к танцам?

— Я начал танцевать в 9 лет. Помню, как мама привела нас с сестрой на бальные танцы. В это время я уже занимался кунг-фу и на танцы ходил неохотно. Однако очень скоро я вошел во вкус и даже бросил боевые искусства, чтобы вступить на путь танцевальной деятельности. Ради того, чтобы учиться у более квалифицированных и опытных педагогов России, принял серьезное решение переехать из родного города Чебоксары в Нижний Новгород. Дополнительно стал заниматься классическим танцем, брал уроки хореографии у преподавателей балетной школы, участвовал в соревнованиях. Но в какой-то определенный момент начал понимать, что бальные танцы не совсем мое, так как это узкая хореография, замкнутая на определенных движениях, это больше спорт, а не искусство, и главное – это продемонстрировать совершенную технику. В общем, я оставил бальные танцы и переехал в Москву. Там стал посещать семинары контемпорари, освоил науку по усовершенствованию движений, основанную на биомеханике - законах движения человеческого тела. Погрузившись в другие стили танца, я понял, что не существует таких красок, которые могли бы изобразить отрицательных персонажей. Поэтому стал придумывать, создавать стиль, который мог бы восполнить этот пробел в танцевальных направлениях. Так возник стиль Fusion.

 Для чего нужны такие краски, которые могли бы изобразить отрицательных героев. Зачем этот негатив?

— Во-первых, мир танца не полон без этих красок. Во-вторых, негатив такая же мощная энергия, как и позитив, а как ее человек использует - это уже другой момент. Думаешь, люди жмут штангу под Вивальди? Нет, конечно, под Rammstein! Негативная энергия (злость, ярость, агрессия) может сжигать тебя изнутри. Она может посылать тебе в голову мысли, которые мучают, от которых ты постоянно хочешь избавиться. Но эта же энергия может заставить тебя встать с кровати, подтянуться на турнике, прийти в танцевальный зал и начать тренироваться. Если люди не могут использовать правильно какой-то вид энергии, это не значит, что она плохая. Возьмем, например, ток. Он может убить, но вся цивилизация построена именно на электричестве.

 Давай поговорим о Fusion. Что он собой представляет?

 Fusion - это такое специфическое танцевальное направление, построенное на резких, ломаных, быстрых и мощных движениях. В основном танцуется под музыку даб, степ или рок. И важно отметить то, что Fusion присущи готические образы.

 Когда ты создаешь композицию танца, что становится организующим элементом - музыка или движение?

 Это вопрос из серии "что первично - яйцо или курица?" Мне сложно сказать, что является организующим элементом в композиции - музыка или движение, так как я работаю параллельно над несколькими задачами. Сначала рождается идея, она развивается, потом появляется образ, подбирается музыка. Дальше уже идет импровизация, и то, что складывается, складывается само по себе.

 Опиши одним предложением, что такое танец?

  Танец - это точка пересечения трех источников эндорфина: искусства, музыки и спорта.

 А каким он должен быть и что в нем является главным?

  Танец должен заряжать энергией. Если ты пришел в зал и позанимался от души, ты уже зарядился положительными эмоциями. Причем неважно, под какую музыку ты танцевал, даже если под грустную. Грусть - это неплохо, это тоже эмоция.

А самым главным в танце, наверное, является то, что он приносит в нашу жизнь положительные изменения. Человек не только физически меняется - становится красивее, стройнее и более подтянутым, - но и внутренне. Стрессы, депрессии, комплексы - все это уходит далеко-далеко, а кое-что из этого вообще исчезает. К тому же танцы развивают самодисциплину и силу воли, которые нам так необходимы по жизни. Очевидно, что с помощью танца можно себя раскрыть, понять. Танец - это как дао - бесконечный путь. Если спросить у любого, даже самого лучшего танцора, совершенно ли он танцует, ответ будет отрицательным. Потому что путь к совершенству бесконечен. Фразу «Нет предела совершенству» еще никто не отменял. Так вот танец - это бесконечный путь к совершенству.

 Александр, когда ты танцуешь складывается впечатление, что идет борьба между демонами и ангелами. Интересно, а кто побеждает?

 Побеждают демоны. Потому что ангелы - несвободные существа, способные исполнять только волю Бога. И с этой точки зрения демоны для меня более правильные существа, нежели ангелы. Люцифер был первым среди ангелов, который воспротивился воле бога. Он возымел самосознание и собственную волю, за что был жестоко наказан. В связи с этим возникает вопрос, что же за существо такое бог, который карает свободу воли и создает себе рабов. В общем, это долгий философский разговор. Если вкратце, я считаю, что нам не присуще рабство, напротив, нам свойственна свобода. Но я хотел бы подчеркнуть, что свобода - это не вседозволенность, а ответственность.

Фото из архива Александра Волкова

 Бытует  мнение, что хореографы-педагоги не все секреты выдают на мастер-классах, потому что ревностно относятся к своим постановкам. А ты всегда раскрываешь тайны своего мастерства?

 Искренне не понимаю таких педагогов. Они даже вызывают во мне какой-то внутренний протест. Во-первых, я верю в то, что чем больше человек отдает, тем больше он получает. Не надо скупиться, надо щедро делиться своими знаниями. Во-вторых, я считаю, что для самого же педагога как для носителя информации важно делиться опытом, потому что тем самым он самосовершенствуется. Лично я, когда объясняю какие-то моменты, как будто сам начинаю лучше понимать свои действия. К тому же у меня есть понимание того, что мои ученики, даже те, которые полностью переняли мою технику и манеру подачи движения, не являются моей идентичной копией. Я получаю альтернативный вариант того, что делаю, и это очень здорово. Честно признаюсь - мои любимые постановки - это композиции моих учеников.

 Расскажи про свое участие в проекте "Танцуют все". Что он тебе дал?

 Я очень долго боролся за то, чтобы мои работы не называли американским стилем. Так вот после этого проекта люди познакомились с моим танцевальным направлением. В первую очередь мне это дало внутреннее самоудовлетворение. Я наконец понял, что никому уже ничего доказывать не хочу. Все знают, что Fusion - это Александр Волков. Во-вторых, проект предоставил уникальную возможность попробовать себя в разных танцевальных направлениях.

 А как ты относишься к танцевальным конкурсам? Ведь танцы - это не спорт, а искусство. Разве можно судить искусство?

 На самом деле, частично согласен с тобой. Все-таки судить искусство - дело неблагодарное и очень субъективное. С другой стороны, танцы можно сравнивать, вопрос в том, что нужно выработать правильные критерии.

Фото из архива Александра Волкова

 Кто из творческих людей тебя вдохновляет?

 Меня восхищает некоторое количество людей, среди них есть и хореографы, и музыканты и художники. Например, очень нравится немецкий художник Отто Дикс. Мне по вкусу экспрессионизм и дадаизм, и в этом отношении Отто Дикс впечатляет. Что касается музыкантов, это Rammstein и Мэрилин Мэнсон. Из хореографов, пожалуй, стоит выделить Майкла Флэтли. Его танцевальное шоу Lord of the Dance с элементами фэнтези, жесткой музыкой и театральными костюмами в стиле кельтского фольклора потрясает.

Фото из архива Александра Волкова

 Ну и напоследок наш традиционный вопрос: чего не хватает культуре Петербурга?

 На мой взгляд, культуре Петербурга не хватает самосознания. Люди, которые живут в этом неповторимом и невероятно красивом городе, однако не до конца понимают, что Петербург обладает особой энергетикой и какой-то волшебной атмосферой. Мы, петербуржцы, отличаемся от жителей других городов России. Не потому что лучше или хуже, просто мы другие. Даже наши белые ночи формируют и развивают в нас определенные привычки, которые откладывают отпечаток на нашей личности.   

Беседовала Сара Газданова