Posted 19 августа 2014,, 13:05

Published 19 августа 2014,, 13:05

Modified 30 января, 23:36

Updated 30 января, 23:36

Молоко подорожает?

19 августа 2014, 13:05
Цены на молочную продукцию в России могут вырасти из-за нехватки сырья. Отечественные заводы работают на неполную мощность, им не хватает около 40% сырого молока. Производители предрекают повторение ситуации 1998-го года и указывают на Запад.

После введения запрета на ввоз молочной продукции из «санкционных» стран возник закономерный вопрос – смогут ли отечественные производители удовлетворить аппетиты россиян, и что будет с теми фирмами, которые работали на импортном сырье.

Согласно проведенному в 2013 году компанией «Агриконсалт» исследованию, доля импортной молочной продукции в сети магазинов «О’Кей» составила 20%, а в дискаунтерах - от 5% до 9%. Примерно треть товара завозилась из Финляндии, это продукция концерна Valio. Еще треть – из Франции, Латвии, Эстонии, Германии. Остальное приходилось на Белоруссию, которую эмбарго не затронуло.

Как бы там ни было, отечественные производители уверяют, что без молока покупатели не останутся. Мол, эмбарго даст возможность увеличить объемы выпуска продукции. Выиграть от этой ситуации могут небольшие предприятия. С одной стороны, у них есть шанс получить выход на монополизированный крупными производителями рынок. С другой стороны, выпускаемые ими продукция и сырье могут быть интересны иностранным концернам, которые не желают уходить с российского потребительского рынка. К примеру, Valio.

«У местных небольших производителей была большая проблема с тем, чтобы выйти на наш монополизированный крупными сетями рынок. Сетевые ретейлеры не хотели даже с нами разговаривать, предпочитая крупные молочные концерны, в том числе импортные. Теперь, с вводом эмбарго на импортную молочную продукцию с Запада, прилавки сетевых магазинов наверняка поредеют, и мы надеемся, что на нас обратят внимание», - заявил директор молочного предприятия Гатчинского района Ленобласти ООО "Молпром" Владимир Степанов.

Впрочем, по мнению эксперта, прежде чем сетевые ретейлеры переориентируются на отечественного производителя, может повториться кризисная ситуация 1998-го года. «Сначала полки магазинов опустеют, и только потом отечественные производители пойдут в гору», - прогнозирует Владимир Степанов.

Крупные российские производители настроены более оптимистично и уверены, что молоко и молочная продукция с полок магазинов никуда не денутся. «Без молока мы совершенно точно не останемся - у нас в Ленинградской области очень хорошая производственная база, мы сами обеспечиваем себя всем необходимым сырьем, оно у нас только отечественное. В свою очередь, перерабатывающих мощностей у нас даже с запасом. Да и по качеству мы зарубежным производителям не уступаем», - рассказал коммерческий директор ООО «Санкт-Петербургский молочный завод Пискаревский» Георгий Житмарев.

Схожее мнение высказал и председатель совета директоров ГК «Галактика» Максим Иванов. «Пустыми полки точно не останутся. Мы уже начали пересматривать нашу ассортиментную стратегию с учетом запросов ретейлеров, готовится расширение нашей продуктовой матрицы. В рамках развития ассортимента уже планируется производство новых молочных продуктов в соответствии с запросами от сетевых компаний», - отметил он.

Однако даже если отечественные производители смогут заполнить опустевшие полки магазинов, это вовсе не значит, что цены на товары останутся на прежнем уровне.

В экспертной среде мнения по этому вопросу разделились. В частности, коммерческий директор Пискаревского молочного завода Георгий Житмарев уверен, что эмбарго никак не повлияет на рост цен. А вот представитель ГК «Галактика» Максим Иванов считает, что стоимость продукции может вырасти. «Наши цены останутся на прежнем уровне, если санкции не приведут к резкому росту цен на сырое молоко», - отметил он.

Теоретически к повышению цен на молоко могла бы привести переориентация на отечественное сырье взамен импортного. Однако крупнейшие производители молочной продукции – Пискаревский молочный завод, ГК «Галактика», молочный завод "Лосево" – утверждают, что используют только российское сырье. И только "Вимм-Билль-Данн" – небольшой процент иностранного.

Сейчас предприятия Ленобласти работают на неполную мощность. В случае, если объемы производства сохранятся, сырья должно хватить. Но если компании решат увеличить выпуск продукции, могут возникнуть проблемы.

«Мы можем в течение двух месяцев вдвое увеличить мощность и объемы нашего производства. Согласно информации, которой мы располагаем, у многих предприятий в регионе, которые занимаются переработкой молока, также имеется такая возможность. Но тут скажется нехватка сырого молока, на данный момент по Ленобласти она составляет приблизительно 40%», - прокомментировал ситуацию генеральный директор ГК "Лосево" Эльдар Беглов.

«Мы переживаем из-за возможности возникновения дефицита сырья, сырого молока на рынке. Данный вопрос должен быть рассмотрен на должном уровне со стороны Министерства сельского хозяйства, надеемся, что правительство не оставит его без внимания», - заявил председатель совета директоров ГК «Галактика» Максим Иванов.

Такую обеспокоенность нехваткой сырого молока подтверждает статистика - с момента распада СССР поголовье коров уменьшилось более чем в два раза, упав с 20,55 млн в 1990 году до 8,66 млн в 2013-м.

По мнению большинства представителей молочной отрасли, еще один фактор, который сдерживает развитие производств - дороговизна кредитов. После введения санкций со стороны западных стран в отношении банковского сектора российские банки потеряли возможность рефинансировать свои капиталы на западе. А у ЦБ РФ высокая ключевая ставка, соответственно, дорогие кредиты.

Если для сфер с быстрой окупаемостью, скажем, для торговли, это не проблема, то для сельского хозяйства и промышленности - трагедия. Во-первых, сроки окупаемости длительные, во-вторых, отрасль инвестиционно не привлекательна.

Между тем средств, которые выделяются государством на программы субсидирования сельского хозяйства, на всех не хватает, сетуют производители. И приводят в пример ЕС и США – там государство субсидирует до 35% стоимости продукции.

Илья Смирнов