Posted 7 сентября 2014,, 16:00

Published 7 сентября 2014,, 16:00

Modified 31 марта, 11:44

Updated 31 марта, 11:44

Покорившие тундру

7 сентября 2014, 16:00
Чем отличаются тундровые ненцы от лесных, почему представители этой народности малоразговорчивы и чем вызвано их особое отношение к оленям, рассказали представители Петербургского землячества Ненецкого автономного округа «Нятва».

В рамках проекта "Лица Петербурга" состоялась очередная встреча цикла "Чаепитие по...". На этот раз ее хозяевами стали представители малочисленного народа российского Севера - ненцы.

Представители Петербургского землячества Ненецкого автономного округа «Нятва» рассказали о том, чем отличаются тундровые ненцы от лесных, почему представители этой народности малоразговорчивы и чем вызвано их особое отношение к оленям.

Ненцы — самая крупная из малочисленных народностей Севера. Они населяют огромную территорию от Кольского полуострова до правобережья Енисея, охватывающую Заполярную тундру и лесотундру Европейского Севера, а также севера Западной Сибири.

«Сейчас существует два ненецких округа - Ямало-Ненецкий и Ненецкий. На этой огромной территории живет всего-навсего 40 тыс. человек. Наш народ малочисленный - на всем белом всете нас только 43 тыс. человек", - отметил председатель Петербургского землячества Ненецкого автономного округа «Нятва» Константин Хатанзейский.

Он также рассказал, что ненцев считают потомками самодийских племен оленеводов-кочевников, пришедших на Север из районов Южной Сибири в I-II веках до нашей эры.

Существуют тундровые и лесные ненцы. Между собой они различаются фамильно-родовым составом, диалектами и некоторыми особенностями культуры.

Основным источником существования ненцев, освоивших бескрайние просторы тундры и тайги Западной и Восточной Сибири, традиционно были оленеводство и рыболовство. Кочевой образ жизни этого народа обусловлен миграцией оленей и сезонностью пастбищ. По словам Константина Хатанзейского, существует даже карта кочевок, которая позволяет оленеводам переходить с места на место. «Летом народ кочует к Ледовитому океану - комары и мошки заедают оленей, поэтому ненцы выходят на открытое пространство, где есть ветер. А когда наступают холода, оленеводы направляются в сторону Коми», - объяснил Хатанзейский.

Олени помогают народу выжить в суровых условиях тундры. «В прошлом олени давали ненцам практически все необходимое для жизни: мясо было основной пищей; из шкур шили одежду, делали обувь, крыши для жилищ; из рогов- костяные части упряжи, рукояти ножей. Благодаря оленю и удалось выжить», - утверждают ненцы.

Олень, запряженный в нарту, - самый надежный вид транспорта в тундре. На них ездят и зимой, и летом. Нарты бывают нескольких типов: легковые (мужские и женские), грузовые, а также священные, на которых хранят и перевозят изображения различных духов и покровителей.

Животных почитают, любят, оберегают. Особое отношение ненцев к оленям характеризуется и тем, что одним из основных и любимых национальных праздников является праздник в честь этих зверей. «Ненцы собираются, ставят чумы (жилище состоящее из шкур оленя - "Росбалт"), готовят мясо и проводят различные спортивные соревнования, которые делают мужчину более сильным и энергичным: прыжки через нарты, занятия борьбой, кидание топоров, гонки на оленьих упряжках», - говорят ненцы. Своих парнокопытных они почитают настолько сильно, что их рога фигурируют даже на символе Ненецкого автономного округа.

Жилищем оленеводу служит чум-конический остов из шестов, покрытый шкурками оленей. Он легко собирается и разбирается, при перекочевках его части перевозятся на специальных нартах.

«Установкой чума занимаются исключительно женщины. Вообще главное лицо в ненецком чуме - женщина. Она готовит еду, выделывает шкуры, шьет одежду», - подчеркнул представитель ненецкого народа Федор Валей.

Кстати, до сих пор оленеводы носят традиционную верхнюю одежду и обувь, сшитые по отработанным веками правилам из оленьего меха с помощью сухожильных ниток. Это не случайно, ведь олений мех самый теплый и влагонепроницаемый.

По словам председателя молодежного отделения землячества Светланы Табарей, мужская одежда - малица - шьется из оленьих шкур мехом внутрь в виде длинной широкой рубахи с капюшоном и рукавицами. Рукава скроены так, что широкая пройма позволяет в сильный мороз втянуть руки вовнутрь, греть их на груди. Что касается женской одежды, она по покрою распашная, делается двойной (мехом внутрь и наружу), полы и подол по краям украшают меховой мозаикой, для отделки используется также бисер.

«Узор на ненецкой одежде отражает историю народа, особые пометки клана, рода, к которому принадлежит человек. Поэтому при встрече можно узнать, откуда этот человек, какие у него родственники и из какой он тундры», - отметил Константин Хатанзейский.

Европейские кулинары часто отзываются о северной кухне как о бедной из-за небольшого выбора продуктов. Между тем важно отметить, что, живя в тяжелых условиях и питаясь крайне однообразно - мясом и рыбой, народы Севера практически не страдают от авитаминоза. А все потому, что ненцы издавна пьют свежую кровь молодых оленей. «Оленья кровь полезная, вся таблица Менделеева в ней содержится. В тех условиях, в которых живут ненцы, где нет никаких витаминов, растительности — это единственный выход из ситуации», - объяснил председатель Ненецкого землячества.

Любопытно, что тундра не просто дом для ненцев. Среда обитания во многом определяет их образ жизни, занятия. Она же оказала влияние на формирование характера и привычек народа.

Так, например, у ненцев спокойный темперамент, они малоразговорчивы. «Так как холодно, разговаривать много нельзя. Губы могут замерзнуть», - поясняют они. Кроме того, в ненецкой культуре нет танцев, только пляски. Если присмотреться к танцорам, можно увидеть, что они подражают птицам и животным, рассказывают о бытовых занятиях (охота, рыбалка, езда на оленях, установка чума, шитье). Движения женщин в танце очень плавные, гармоничные. «То, что девушки видели, то и показывали. Так, например, в тундре обитает много чаек, поэтому возник танец «чайка». Суть его заключается в том, что девушки копируют движения этой грациозной птицы", - говорят они.

Пантеон ненецких божеств делится на небесных, земных и подземных духов. «Создатель всего сущего - бог Нга. Он находится в верхнем мире. Также есть средний мир. Он на земле, где обитает человек, и состоит из духов камня, огня и т. д. Нижний мир - это мир зла, им покровительствует Нум», - поделилась Светлана Табарей.

Мир духов, населяющих окружающее пространство, открыт каждому человеку по-своему. Обычные люди могут попасть в него только участвуя в ритуалах. А вот шаманы обитают в нем при жизни и даже после смерти. Сила шаманов определяется способностью проникать в различные сферы: небесную, земную и подземную.

«Среди северных народов первое место по шаманизму занимают эвены, которые живут в сибирской тайге», - отметил Хатанзейский.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Сара Газданова