Платные парковки: предостережение

В Петербурге многие вещи дороже, чем в Москве. И, в частности, выше цена ошибок. Об этом следует напоминать городским властям. Иначе огромные группы людей, прежде всего молодых и мобильных, будут ограничены в правах.


© Фото Ксении Булетовой

В Петербурге по приезде из Москвы в глаза бросается свежая разметка для парковки. Надо радоваться, но я вздрагиваю.

В августе мне пришлось перегнать машину в Питер из столицы. Дело в том, что квартира, которую я там снимаю, находится между Садовым и Третьим кольцом. Теперь это зона платной парковки. Либо плати 40 рублей в час, либо покупай за 80 000 годовой абонемент, либо раскошеливайся на ежедневный штраф в 2500 (не считая расходов по вызволению со штрафстоянки). Экономического резона никакого.

И хотя я остаюсь сторонником платного паркинга в городах (это единственный способ борьбы с пробками; это единственной способ борьбы за чистый воздух; это единственный способ без проблем находить место для парковки - на Западе так поступают все), - я, повторяю, вздрагиваю. Потому что у нас западный опыт используют в российской версии – это когда тьма нелепиц, ошибок, и когда государственный, бюрократический интерес преобладает над общественным или частным.

И я очень боюсь, что в Питере платные парковки будут вводить не по шведскому или финскому алгоритму, а как раз московскому. Тем важнее знать его самые неприятные моменты.

Неприятность 1: крепостное право по месту прописки

Хотя в теории все как на Западе (резидент, то есть постоянный житель, может бесплатно парковать машину в своем районе с 8 утра до 8 вечера, а за 3000 рублей оформить и льготный круглосуточный годовой абонемент), в реальности в качестве доказательства резидентства признается лишь постоянная прописка. Например, у меня годовой договор аренды с автопролонгацией – но я для Москвы не резидент. Требуется договор больше чем на год, на что уже не согласен хозяин квартиры. Кстати, хозяин тоже не может оформить льготный абонемент: он сам зарегистрирован в квартире родителей, а это другой район. Да и жил бы у родителей, тоже бы не смог: он водит автомобиль по доверенности от фирмы, а на авто по доверенности льготы не распространяются. В итоге огромные группы людей, прежде всего молодых и мобильных, ограничены в правах.

Неприятность 2: круглосуточная оплата

Питерец, хоть раз сгонявший на машине в Финляндию, прекрасно знает разумное тамошнее правило: платная в рабочее время парковка становится бесплатной с вечера до утра, а в выходные – целый день. Так вот: в Москве за парковку нужно платить 24 часа в сутки. На фоне возмущенного гула тех, кто успел побывать за границей (а финский опыт для Европы стандартен), ночную парковку было сделали бесплатной, но потом заявили, что эксперимент провалился, и вернулись к старому. Очень может быть, что в узких переулках близ Нового Арбата с его злачными заведениями брать за ночной паркинг деньги и разумно, но мои Тверские-Ямские с окончанием офисного дня вымирают. И брать здесь ночную плату – это просто выжимать деньги, пользуясь безвыходностью.

Неприятность 3: эвакуация на штрафстоянку

Российское законодательство запрещает наказывать за одно и то же нарушение дважды, но на парковку гуманизм не распространяется. Когда машину увозят на штрафстоянку, ты расплачиваешься за это несколько раз. Потому что штрафстоянка – в одном месте, выписка штрафа – в другом, оплата – в третьем, и в воскресенье Сбербанк закрыт.

Эта дикая практика отнюдь не европейских корней. Когда в 1998-м в Париже я спросил тогдашнего беглеца-эмигранта Собчака, что в местной жизни его поразило, он ответил, что в Париже машины не отвозят на штрафстоянки, если они не мешают движению: ограничиваются штрафом. А уж если отвозят, то оставляют сообщение, куда звонить и что делать. В Лондоне я встречал и другой вариант наказания: на колеса надевают блокираторы, для снятия которых нужно вызвать дорожную службу, выписывающую штраф. Но, опять же, машину не увозят.

А в Москве одновременно с платной парковкой появились и полчища эвакуаторов. Ярко-зеленые, они саранчой вылетают с мест гнездовий на Садовой-Кудринской или на Ленинградке у Петровского замка - и начинается потеха. Напоминающая, правда, уже забой алеутами морских котиков. Причем если раньше эвакуировали автомобили лишь из-под знака «парковка запрещена», то теперь и с неоплаченных парковок.

Неприятность 4: технический сбой

Иностранец вертит головой, пытаясь понять, как в Москве платят за парковку. Потому что привычных паркоматов почти нет. Москва технологически перепрыгивает этап, связанный с подведением коммуникаций, инкассаций, сервисом. Вся оплата – либо посредством sms (номер парковочной зоны, номер машин, время парковки): тогда деньги списываются с телефонного счета. Либо - банковской картой по Интернету, ведь смартфон теперь у каждого. Супер!

И вот я еду к своим студентам, без проблем нахожу парковочное место (вот почему платная парковка – благо!), посылаю sms. В середине лекции – ответное sms: «Ваш платеж не прошел. Повторите операцию или воспользуйтесь другим способом оплаты». Каким – другим?! И у меня – лекция!

Под штраф я, слава богу, не попал, но потом ситуация повторялась. Пока я не понял, что от автомобиля нельзя отходить, не получив sms с подтверждением. А если его нет? Тогда беги искать паркомат и плати там. После чего обнаружится, что ты заплатил дважды.

Неприятность 5: без собственности на землю

На Западе нет единого типа платных парковок, но один из вариантов состоит в закреплении парковочного места за владельцем жилья. По крайней мере, в резидентских кварталах. Если сдаешь квартиру – то вместе с местом, если арендуешь – парковочное место с краю дороги прилагается. Очень разумно. Но для этого должна быть частная собственность на землю. Или, по крайней мере, коллективная. В Москве же вся земля у государства, потому что кто землей владеет – тот и диктует правила.

Правда, в Москве есть четкие правила, как ставить шлагбаумы на въезды в дворы (двор – это сегодня единственная зона, где парковка бесплатна). Но в некоторых дворах тоже стали появляться знаки платной парковки со всеми отсюда вытекающими. И попробуй поспорь! Что, двор – собственность твоего ТСЖ? Говоришь, земля по периметру должна быть такой собственностью? А где землеотвод и правоустанавливающие документы?

С этим, несомненно, столкнется и Питер. Уже сейчас в моем дворе институт, на чьей земле построен дом, водрузил сторожа с шлагбаумом и требует 3500 в месяц за проезд. И бедолаги из нашего ТСЖ вынуждены соглашаться. Потому что оформить землю в собственность мы пытаемся который год… 3500 рублей – это в 14 раз дороже, чем мне пришлось бы заплатить за льготный абонемент в Москве, будь я москвичом.

В Питере вообще многие вещи дороже, чем в Москве. И, в частности, выше цена ошибок. Про это следует помнить и напоминать об этом - и депутатам, и Смольному.

А так, конечно, я за платный паркинг. Если бы не он, разве я накатал бы на велике в этот сезон более полутора тысяч километров? И разве бы прочел в метро столько дивных книг?

Дмитрий Губин

Перейти на страницу автора