Posted 21 октября 2014,, 17:50

Published 21 октября 2014,, 17:50

Modified 31 марта, 11:01

Updated 31 марта, 11:01

Линии петербургской Moнoлизы

21 октября 2014, 17:50
Елизавета Костягина не готова плыть по течению: не имея музыкального образования, она стала популярным рок-исполнителем, записала песни со Светланой Сургановой и Владимиром Шахриным, а теперь гастролирует по стране.

"Плыть не по теченью дней, а по реке одной, что назову своей. Мне с приходом темноты, в объятьях тесноты давно не видно снов. Мне вводили внутривенно: надо жить обыкновенно. Кто спокоен и податлив, будет абсолютно счастлив", - поет солистка петербургского коллектива «MONOЛИЗА» Елизавета Костягина. Она-то уж точно не готова плыть по течению: приехав из Норильска, не имея музыкального образования, она стала солисткой группы, которая была признана «Открытием года» по версии журнала «Петербургский музыкант», номинировалась на премию за достижения в области рок-н-ролла «Чартова Дюжина», а к настоящему дню выпустила уже третий альбом и постоянно дает концерты по всей стране. В начале октября «MONOЛИЗА» представила альбом «Линии», а сейчас находится где-то между Новосибирском и Петербургом в ожидании очередного выступления в городе на Неве, которое пройдет 9 ноября.

В рамках проекта «Петербургский авангард» Елизавета Костягина рассказала ИА «Росбалт» о своем участии в социальном проекте по борьбе с ВИЧ, о том, из каких линий состоит их новая пластинка, а также как известный российский музыкант Светлана Сурганова повлияла на ее творчество.

История «MONOЛИЗЫ» началась в 2007 году. При этом еще за пару лет до создания группы Елизавета и не думала связывать свою жизнь с музыкой. Однако случилось знакомство со Светланой Сургановой, которая и стала одним из «мотиваторов» и помощников Лизы на этом пути.

Костягина рассказывает, что как-то проспорила Светлане и должна была исполнить песню своего сочинения. Но так как песен не было, пришлось за пару дней написать композицию «В последний раз». Так все и началось.

«Лет в 13 лет, когда училась играть на гитаре, я написала пару песен. Но они были «для себя». А осознанно, по-настоящему, музыкой начала заниматься с 2006 года. Впрочем, и раньше была к этому склонность — мы переделывали песни, когда играли в КВН», - вспоминает музыкант.

Теперь Светлана и Елизавета близкие друзья. Поклонники их часто сравнивают и даже проводят параллели. «Я не вижу особого сходства между творчеством нашей группы и творчеством Сургановой, - отмечает Лиза. - Но уже есть сложившиеся стереотипы, от которых бесполезно сейчас открещиваться. Наверное, существует какое-то влияние друг на друга. Да и в личных качествах мы похожи. Изначально нас объединила любовь к спорту: Света играет в настольный теннис, а я ее постепенно приучаю к бадминтону. Ну и, соответственно, нас связывает музыка».

За годы дружбы были у музыкантов и совместные проекты: в репертуар «Сургановой и Оркестра» входят две песни, написанные при участии Костягиной, а в альбом «MONOЛИЗЫ» «Навсегда» вошла баллада «Осенью», исполненная Елизаветой и Светланой совместно.

Собственно, сегодня Сурганова для питерской группы — друг, товарищ и критик. Она одна из первых прослушивала материал для альбома, она и вынесла вердикт на его презентации: «Мне очень понравилось то, что я услышала, понравилось, как Лиза спрогрессировала в плане вокала. Она стала заметно интереснее, увереннее, лучше петь. Музыканты создают очень интересные, креативные, классные, стильные аранжировки. Получился очень упругий, хорошо сбалансированный саунд».

Вообще, новый альбом группы начал писаться еще в 2012 году. Тогда в рамках социального проекта по борьбе с ВИЧ сложился дуэт — Лиза Костягина и лидер группы «Чайф» Владимир Шахрин. Они записали песню «Линии», а в съемках клипа принял участие фронтмен группы «Пилот» Илья Чёрт. Композиция быстро добралась до первого места и пять недель возглавляла хит-парад «Чартова дюжина» на «Нашем радио».

«Песня была написана именно об этой проблеме. Тогда у меня были какие-то личные к этому побуждения. В итоге сейчас часть средств, полученных с продажи альбома «Линии», перечисляются в фонд по поддержке людей с ВИЧ», - объясняет Елизавета.

Солистка рассказывает, что в новых композициях слышится все меньше хулиганства, и все больше серьезных, «взрослых» рассуждений. «Очень много песен с философским содержанием, пересечениями линий, разных судеб. По сравнению с остальными альбомами, в «Линиях» меньше юмора, песни более осознанные, может, кто-то назовет их более грустными», - поясняет она.

Сама Костягина заявляет, что в их стиле мало что осталось от рока в его общепринятом понимании: «Может быть, от него осталось содержание, а в стилистическом, музыкальном направлении все-таки очень много эклектики, электронных инструментов. С другой стороны - что понимать под русским роком. Это настолько сейчас растяжимое понятие, все очень относительно».

И все же русский рок в ней глубоко засел с раннего детства: «И «Кино», и «Чайф», и «Агата Кристи», и «Наутилус», и «Гражданская оборона»... Все это игралось на гитаре, и неотъемлемо легло в основу моего сознания при написании песен», - отмечает музыкант.

И поэтому неудивительно, что ее линия жизни и творчества строится здесь, в Петербурге, некогда столице русского рока. «У меня здесь дом, родители, я здесь училась. Я не выбираю город по принципу, где будет группа. Это, скорее, группа появилась там, где я. Скорее всего, у этого города есть особая душа, есть настроение, отличное от других городов».

У «MONOЛИЗЫ» впереди еще долгий путь, а как ориентир — успех ближайшей подруги Светланы Сургановой. И хоть, по словам Костягиной, ее совершенно устраивает то, чего команда достигла за период своего существования, высокие цели еще никому не вредили. И, судя по тому ритму, в котором работает петербургский коллектив, эти цели вполне достижимы.

Мария Бочко

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.