Posted 5 февраля 2015,, 19:45

Published 5 февраля 2015,, 19:45

Modified 31 марта, 09:31

Updated 31 марта, 09:31

Священники и пропаганда

5 февраля 2015, 19:45
Отец Павел опубликовал в соцсетях фотографии того, как он пьет пиво и считает деньги, а также разместил негативные комментарии об Украине. Он считает, что его политическую позицию разделяет большинство представителей духовенства.

Петербургский священнослужитель Павел Шульженок оказался на грани увольнения из-за своей активности в соцсетях. Так, отец Павел выложил фотографии, на которых он запечатлен с вооруженными людьми, которые воюют на территории Украины. При этом Шульженок не ограничивается снимками, постоянно размещая негативные заметки об Украине. В Санкт-Петербургской митрополии подчеркивают, что священник в этом вопросе должен быть «над схваткой». Сам Шульженок уверяет, что совершенно не боится высказываться в подобном ключе - мол, неофициально его взглядов придерживается подавляющее большинство представителей духовенства.

Отец Павел стал героем новостей из-за фотографий и записей в соцсети «Вконтакте». Блогер uglich_jj обратил внимание на то, что диакон Шульженок и иерей Сергей Агафошин, служащие в храме Святого князя Александра Невского в Красном Селе, постоянно отчитываются перед общественностью, как пьют пиво или пересчитывают деньги. При этом Шульженок активно делится своими взглядами на политику. Чуть ли не каждый день он публикует новости и видео о войне на Украине. Представитель церкви совершенно не подбирает выражения об украинцах и американцах. Если процитировать эти записи в СМИ, вполне вероятно, «Росбалтом» заинтересуются в Роскомнадзоре. Немаловажно, что Шульженок сам съездил в зону боевых действий и несколько раз сфотографировался с вооруженными людьми.

Из-за внимания к своей персоне со стороны общественности отцу Павлу пришлось объясниться. Про употребление пива он написал, что как ценитель и представитель ирландской культуры не видит ничего зазорного в том, чтобы пропустить в свободное время по пинте в пабе. Что касается денег, то это были пожертвования, написал он. По его словам, тех комиссионных, которые ему полагаются за пересчет, хватит разве что на гамбургеры с колой. По поводу позиции по Украине отец Павел сообщил, что не испытывает ненависти к украинцам, однако презирает некое «украинство».

Как сообщил «Росбалту» руководитель пресс-службы Санкт-Петербургской митрополии Алексей Волчков, священнослужителю уже «неоднократно говорили» не вести себя в социальных сетях «неподобающим образом». Последнее предупреждение ему было сделано после похожей истории с отцом Артемием Егурным, который сфотографировался с оружием в руках. Под фотографией Егурного стоял геотег «Луганск». Только после вмешательства журналистов выяснилось, что отец Артемий сфотографировался не с настоящим, а со страйкбольным оружием. Причем этот кадр был сделан в Петербурге, а местоположение кто-то изменил на Луганск ради шутки.

«Публичная интернет-активность отца Павла и его личные высказывания в глазах общественности компрометируют звание священнослужителя русской православной церкви. К большому сожалению, наши неоднократные замечания и дружеские советы он не захотел услышать», - заявил Волчков. При этом представитель митрополии подчеркнул, что официальная позиция епархии по поводу событий на Украине остается неизменной: всеми силами стремиться к мирному урегулированию трагического конфликта. «В настоящее время в митрополии находится на рассмотрении вопрос о возможности дальнейшего служения в Санкт-Петербургской епархии тех священнослужителей, чьи публичные действия могут серьезно компрометировать церковь», - подчеркнул пресс-секретарь.

Сам Шульженок спокойно относится к возможному отстранению от службы. «У нас не любят лишней шумихи, поэтому не удивлюсь, если подобное может произойти. При этом ко мне не обращались по поводу моей позиции по Украине, только по поводу того, как я провожу досуг. И мне, конечно, будет неприятно уходить, расставание будет тяжелым. Но могу сказать, что прокормить себя я точно смогу. Службой не заработаешь, поэтому устроиться я могу на любую работу и при этом не потеряю в деньгах», - сказал он "Росбалту".

Между тем свой крайне спокойный тон и рассуждения об Украине во время беседы с корреспондентом «Росбалта» Шульженок объяснил тем, что «основная масса духовенства» разделяет его точку зрения. «Я чувствую поддержку и в храме, и среди своих знакомых. Просто другие люди ведут себя более осторожно», - подчеркнул он. О фотографиях с ополченцами представитель церкви рассказал, что сделаны они были в отпуске. Отправился в зону боевых действий Шульженок по собственному желанию, без благословения. «Я был среди тех людей, которые идут на смерть и нуждаются в поддержке. При этом я не нарушал церковных правил. Возможно, в их лице я был более авторитетным из-за сана, но мы просто вместе молились. Службу я не вел», - отметил собеседник издания.

В свою очередь Александр Дягилев, настоятель храма, в котором служит Шульженок, тоже не выглядел взволнованным скандалом, в который оказался втянут его священник. Он в очень мягкой форме рассказал, что «ругал отца Павла за то, что тот уехал, не спросясь». «Но это был простой отпуск. Он рассказывал о Евангелии, призывал не мародерствовать и никого не расстреливать», - сказал отец Александр. Об остальных фотографиях Дягилев сказал, что «они ему не нравятся, и их, скорее всего, тоже не стоило выкладывать».

По его мнению, активность отца Павла в соцсетях, «возможно, заслуживает жалобы в епархию». Между тем у самого Дягилева среди постов обнаружилось видео с призывом о сборе гуманитарной помощи одного из бывших лидеров самопровозглашенной ДНР Игоря Стрелкова. «Это был призыв поучаствовать в благотворительной акции, а не моя поддержка политической силы», - сказал священник.

Более жестко об активности скандального священника в соцсетях высказался иерей Николай Савченко, который в мае 2014 года из-за попытки примирить народы России и Украины чуть не лишился сана и был переведен из храма Преображения в Лесном в Троице-Сергиеву пустынь в Стрельне. В беседе с корреспондентом «Росбалта» он назвал высказывания отца Павла «категорически недопустимыми».

«К сожалению, милитаристская пропаганда оказывает влияние на духовенство. Но все же не так сильно, как на общество. При этом священник должен нести мир. Междоусобная война между православными людьми с одной и другой стороны невозможна. Наше общество несет огромную долю ответственности за конфликт, который развернулся на Украине. Нам еще долго придется замаливать грехи», - отметил Савченко.

Собеседник издания также выразил уверенность, что «отчасти пропаганда так сильно повлияла на священников», потому что те «привыкли доверять СМИ и власти», которая хорошо относится к церкви. Однако он заверил, что в последнее время заметил изменения, которые происходят со священнослужителями. По словам Савченко, многие из них меняют свою точку зрения по поводу конфликта на востоке Украины.

«Я не вижу ничего чрезвычайного в поступке отца Павла, - сказал в беседе с «Росбалтом» журналист, публицист и экс-депутат Госдумы Александр Невзоров. - Церковь всегда поддерживала войну. На попов так же, как и на всех, действует пропаганда, они очень легко зомбируются».

Петр Трунков